Внутренние ресурсы для внешнего долга©
Главной задачей при формировании бюджета на следующий год в правительстве считают погашение внешних долгов. Между тем перспективы финансирования этой задачи выглядят не слишком радужными. При рассмотрении проекта закона «О республиканском бюджете на...Главной задачей при формировании бюджета на следующий год в правительстве считают погашение внешних долгов. Между тем перспективы финансирования этой задачи выглядят не слишком радужными.
При рассмотрении проекта закона «О республиканском бюджете на 2015 год» на заседании Совмина 2 сентября премьер-министр Михаил Мясникович объявил первоочередной задачей расчены по всем внешним долгам. При этом глава правительства потребовал особое внимание уделять вопросам валютного баланса, в частности, сохранению золотовалютных резервов страны.
В свою очередь, первый заместитель министра финансов Владимир Амарин сообщил, что на погашение и обслуживание внешнего госдолга Беларуси в 2015 г. планируется направить 4 млрд. USD, из которых 3 млрд. пойдут на погашение задолженности, а 1 млрд. — на обслуживание внешнего госдолга. Для погашения будут привлечены несвязанные внешние кредитные ресурсы, включая межгосударственные кредиты в сумме около 1 млрд. USD, что, по словам В.Амарина, «учитывает реальную ситуацию и возможности привлечения ресурсов на международном финансовом рынке». На погашение внешнего госдолга планируется направить поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты в сумме 1,5 млрд. USD и 582 млн. таможенных пошлин от экспорта сырой нефти. При этом исключается направление этих средств на расходы и требуется формирование республиканского бюджета с первичным профицитом в сумме 23,5 трлн. Br, подчеркнул первый замминистра.
Напомним, пороговым значением внешнего госдолга, исходя из требований экономической безопасности, в Беларуси считается уровень не более 25% ВВП, а платежей по его погашению и обслуживанию — не более 10% к доходам республиканского бюджета или к валютной выручке. До сих пор республика в полном объеме и в срок погашала все необходимые платежи. Однако для этого периодически приходится делать новые заимствования — внешние или внутренние. Снижение внешнеторгового оборота не позволяет получать в достаточном объеме валютные ресурсы. Другой угрозой является планируемый в России «налоговый маневр» — снижение экспортных пошлин на нефть с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Согласно последнему варианту экспортная пошлина на нефть будет сокращаться с 42% в 2015 г. до 36% в 2016 г. и 30% в 2017-м. В то же время пошлины на дизтопливо и бензин составят в 2015 г. 48 и 78%, в 2016-м — 40 и 61%, в 2017-м — по 30%, а на мазут — 76%, 82 и 100% соответственно, а ставки НДПИ на нефть вырастут с нынешних 530 до 765 RUB/т с 2015 г., в 2016–2017 гг. — до 856 и 918 RUB/т. Это приведет к росту цен на нефть и автомобильное топливо на внутреннем рынке РФ, а следом — и в Беларуси. Но если российские нефтяные компании получат стимулы для модернизации нефтепереработки вместо более выгодного сегодня экспорта, то рентабельность белорусских НПЗ может существенно упасть, а наш бюджет лишится ожидаемых доходов от экспортных пошлин на нефть. Непросто будет получать и несвязанные кредиты — ситуация на мировом и российском финансовых рынках сложная и трудно прогнозируемая.
Впрочем, одной из основных задач при формировании проекта республиканского бюджета на 2015 год в Минфине считают снижение внешнего госдолга путем исполнения обязательств в основном за счет внутренних источников и недопущение дальнейшего наращивания внешнего госдолга. В то же время среди приоритетов проекта — повышение зарплаты в бюджетном секторе с учетом инфляции, реализация дополнительных мер поддержки семей с детьми, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, сохранение господдержки реального сектора экономики. И поскольку наращивать внешние заимствования власти не намерены, а прорыва с иностранными инвестициями не предвидится, уповать придется в основном на внутренние ресурсы. Следовательно, на снижение налоговой нагрузки надеяться не приходится.
Вадим ЛЕБЕДЕВ