Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №59(2556) от 09.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5843
EUR:
2.6308
RUB:
4.2921
Золото:
147.54
Серебро:
1.68
Платина:
77.44
Палладий:
178.55
Назад
Факты, комментарии
05.09.2014 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Внутренние ресурсы для внешнего долга©

Главной задачей при формировании бюджета на следующий год в правительстве считают погашение внешних долгов. Между тем перспективы финансирования этой задачи выглядят не слишком радужными. При рассмотрении проекта закона «О республиканском бюджете на...

Главной задачей при формировании бюджета на следующий год в правительстве считают погашение внешних долгов. Между тем перспективы финансирования этой задачи выглядят не слишком радужными.

При рассмотрении проекта закона «О республиканском бюджете на 2015 год» на заседании Совмина 2 сентября премьер-министр Михаил Мясникович объявил первоочередной задачей расчены по всем внешним долгам. При этом глава правительства потребовал особое внимание уделять вопросам валютного баланса, в частности, сохранению золотовалютных резервов страны.

В свою очередь, первый заместитель министра финансов Владимир Амарин сообщил, что на погашение и обслуживание внешнего госдолга Беларуси в 2015 г. планируется направить 4 млрд. USD, из которых 3 млрд. пойдут на погашение задолженности, а 1 млрд. — на обслуживание внешнего госдолга. Для погашения будут привлечены несвязанные внешние кредитные ресурсы, включая межгосударственные кредиты в сумме около 1 млрд. USD, что, по словам В.Амарина, «учитывает реальную ситуацию и возможности привлечения ресурсов на международном финансовом рынке». На погашение внешнего госдолга планируется направить поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты в сумме 1,5 млрд. USD и 582 млн. таможенных пошлин от экспорта сырой нефти. При этом исключается направление этих средств на расходы и требуется формирование республиканского бюджета с первичным профицитом в сумме 23,5 трлн. Br, подчеркнул первый замминистра.

Напомним, пороговым значением внешнего госдолга, исходя из требований экономической безопасности, в Беларуси считается уровень не более 25% ВВП, а платежей по его погашению и обслуживанию — не более 10% к доходам республиканского бюджета или к валютной выручке. До сих пор республика в полном объеме и в срок погашала все необходимые платежи. Однако для этого периодически приходится делать новые заимствования — внешние или внутренние. Снижение внешнеторгового оборота не позволяет получать в достаточном объеме валютные ресурсы. Другой угрозой является планируемый в России «налоговый маневр» — снижение экспортных пошлин на нефть с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. Согласно последнему варианту экспортная пошлина на нефть будет сокращаться с 42% в 2015 г. до 36% в 2016 г. и 30% в 2017-м. В то же время пошлины на дизтопливо и бензин составят в 2015 г. 48 и 78%, в 2016-м — 40 и 61%, в 2017-м — по 30%, а на мазут — 76%, 82 и 100% соответственно, а ставки НДПИ на нефть вырастут с нынешних 530 до 765 RUB/т с 2015 г., в 2016–2017 гг. — до 856 и 918 RUB/т. Это приведет к росту цен на нефть и автомобильное топливо на внутреннем рынке РФ, а следом — и в Беларуси. Но если российские нефтяные компании получат стимулы для модернизации нефтепереработки вместо более выгодного сегодня экспорта, то рентабельность белорусских НПЗ может существенно упасть, а наш бюджет лишится ожидаемых доходов от экспортных пошлин на нефть. Непросто будет получать и несвязанные кредиты — ситуация на мировом и российском финансовых рынках сложная и трудно прогнозируемая.

Впрочем, одной из основных задач при формировании проекта республиканского бюджета на 2015 год в Минфине считают снижение внешнего госдолга путем исполнения обязательств в основном за счет внутренних источников и недопущение дальнейшего наращивания внешнего госдолга. В то же время среди приоритетов проекта — повышение зарплаты в бюджетном секторе с учетом инфляции, реализация дополнительных мер поддержки семей с детьми, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, сохранение господдержки реального сектора экономики. И поскольку наращивать внешние заимствования власти не намерены, а прорыва с иностранными инвестициями не предвидится, уповать придется в основном на внутренние ресурсы. Следовательно, на снижение налоговой нагрузки надеяться не приходится.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений