$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ:©

26.06.2015

стенка реформ и планка управления

На многих белорусских предприятиях до сих пор имеются весьма смутные представления об инструментах и методах управления. Это позволяет бизнесменам и директорам не замечать некоторые трудности и не слишком задумываться о будущем. Такое впечатление производят результаты опроса 400 малых и средних частных компаний, проведенного группой SATIO для Исследовательского центра ИПМ.

Большинство респондентов существуют на рынке достаточно долго и накопили богатый опыт выживания. При этом 38% опрошенных уверены, что в стране есть по-настоящему успешные компании, а 25,9% полагают, что таковых не существует. Остальные ответить затруднились или отказались. При этом «пьедестал почета» заняли компании «Cанта Импэкс» (20,8%), «Беларуськалий» (17,3%), «Трайпл» (6,4%), и «Белоруснефть» (5,9%). По 4% голосов набрали VELCOM, «Газпром трансгаз Беларусь» и «Евроторг», по 3% — Wargaming и МТС, по 2,5% — Белаз, «Марко», «Милавица» и «Нафтан».

Довольно скептично оценили участники опроса выводы Всемирного банка и МФК о существенном снижении в республике административных барьеров для бизнеса. С ними согласны лишь 28,9% респондентов. По мнению 36,7%, ситуация, напротив, в той или иной степени ухудшилась, а 27,9% полагают, что она не изменилась. При этом только 1/3 предпринимателей верит заявлениям властей о намерении устранить такие барьеры, 20,9% не верит вообще, а 31,4% полагают, что обещания будут реализованы «в какой-то степени». Менее 1/5 дали высокие оценки инициативам правительства по поддержке малого и среднего бизнеса.

Почти половина респондентов считают, что ситуация в экономике, в их отрасли и в своей компании ухудшается и не надеются на улучшения в течение года, 1/3 не видит каких-либо изменений и столько же признает сокращение персонала в последнее время. 35,2% полагают, что меры, принимаемые Нацбанком, позволяют стабилизировать ситуацию на валютном рынке только в краткосрочном периоде, но не влияют на повышение доверия к рублю. В то же время участники опроса считают приоритетными такие реформы, как либерализация цен и ликвидация перекрестного субсидирования, невмешательство в установление зарплаты на частных предприятиях, отмена контрактной системы, социальная защита безработных, приватизация, переход к рыночному кредитованию госпредприятий и реструктуризация вертикально интегрированных компаний, демонополизация энергетики, телекоммуникаций и других сфер, обеспечение равных условий для всех субъектов хозяйствования, защиты прав частной собственности, ясность и стабильность законодательства.

Все вручную

Без каких-либо процедур и инструментов в сфере управления финансами живут 25,2% респондентов, из них 84,3% надеются обходиться без них и впредь. В то же время 38,7% пользуются банковскими кредитами, 15,7% — привлекают инвесторов, а 57,4 обходятся внутренними источниками. Только 15,7% имеют системы бюджетирования. Треть пытается оценивать финансовые риски на рынках, но 77,1% организаций благополучно обходятся без финансового директора, а 34,2% — без управленческих процедур и инструментов. Повышают квалификацию менеджеров при помощи внешних образовательных ресурсов всего 29% компаний, а внутренних — 19%. Проводят сессии стратегического планирования 25,2%, используют систему делегирования полномочий — 28,7%, регулярно меняют стратегии при неэффективности действующей — 44,1%. Только 20,2% строили управленческий учет и систему бюджетирования, 20% — формализовали бизнес-процессы.

Наемные управленцы возглавляют всего 23,2% опрошенных компаний. При этом на 76,3% предприятий решение стратегических вопросов находится в компетенции собственников и лишь на 57% в них участвует наемный руководитель. В отношении операционных вопросов ситуация иная: 37,6% против 78,5% соответственно. При этом лишь на 55,9% предприятий управленческие процессы и отношения между собственником и наемным менеджером формализованы в письменной форме, а в каждой четвертой компании они решаются по мере поступления.

Для решения финансовых и управленческих вопросов прибегают к услугам консалтинговых фирм лишь около 12% респондентов, а к услугам кадровых агентств для подбора персонала — 15,7%.

Не заглядывая вдаль

Весьма интересно распределилось мнения о долгосрочных целях развития своего бизнеса. Большинство опрошенных считают таковыми обретение финансовой стабильности и финансовый рост (83,5%), завоевание новых рынков и сфер влияния (62,1%), внедрение новых технологий и инноваций, реализацию собственной идеи (50,6%). Всего 7,7% мечтают передать свое дело по наследству, а 6% думают о продаже или слиянии. Складывается впечатление, что процесс для многих предпринимателей гораздо важнее, чем результат. Впрочем, заглядывать вдаль пытаются немногие. Горизонт планирования 23,4% респондентов не превышает 6 месяцев, 39,7% — от 6 месяцев до года, 16% — от 1 до 3 лет, 12,5% — свыше 3 лет, а 6,7% вообще не планирует свою деятельность.

Столь же показательно, что 87,8% участников опроса не применяют и не планируют внедрять никаких инструментов для управления производством из числа заботливо перечисленных авторами исследования. 92% ничего не предпринимают и не собираются делать для управления логистикой предприятия, а 86,3% — для управления маркетинговой политикой. Всего около 2% респондентов прибегают в этих сферах к услугам специализированных компаний.

Нас никому

не сбить с пути

Наиболее существенными внешними барьерами для развития бизнеса в Беларуси большинство опрошенных назвали высокие процентные ставки (60,3%), налоги (58,4%) и изменчивое законодательство (46,4%). Несколько меньше беспокоит бизнесменов нестабильность национальной валюты и инфляция (38,7%), валютное регулирование (38,2%), высокая арендная плата (35,4%) и недобросовестная конкуренция (21,9%). Еще меньше затрудняют развитие бизнеса неравные условия деятельности по сравнению с госпредприятиями (17,2%), обременительные административные процедуры (15,2 %), коррупция (13,5%), регулирование цен (13,2%), низкое качество подготовки специалистов (11,5%), трудности с приобретением земли (10%). Остальные проблемы не столь важны для белорусских предпринимателей. К примеру, неразвитость фондового рынка заботит только 5% респондентов, а неэффективная судебная система — 2,2%. Треть опрошенных считают средним уровень конкуренции на своем основном рынке, тогда как высоким его видят более 57%, а 9,5% — низким.

Внешние и внутренние барьеры в равной степени назвали главным препятствием развитию своей компании 36,7% опрошенных. 33,4% винят во всем внешние барьеры, а 15,2% — внутренние. Более 80% участников опроса не только считают существующие внешние барьеры преодолимыми, но и верят, что они заставляют бизнес искать более эффективные модели и перспективные рынки. 12,7% вообще не видят никаких препятствий. К сожалению, развиваются ли компании у этой категории респондентов, авторы исследования не уточнили.

Большинство опрошенных полагают, что для достижения успеха их компании необходимо изменить внешнюю среду (30,7%). Привлечение инвестиций предпочли бы 29,9%, увеличение господдержки — 26,2%. Лишь 18,5% связывают успех с изменениями внутри компании, а 18% вообще не знают, что и как менять. Между тем среди респондентов не так много «новобранцев» — почти 2/3 из них работают в одной компании более 6 лет, 18,7% — директора, а 58,6% — руководители высшего звена. В то же время лишь 2% респондентов (8 человек) смогли похвастаться наличием степени MBA у руководителей и 11,7% — у других сотрудников. Впрочем, всего 4,2% вообще не видят необходимости в такой квалификации у топ-менеджеров и 0,2% — у других специалистов.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях