Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
02.04.2010 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Внутреннее движение

Одним из результатов работы Комиссии Таможенного союза стало выяснение несогласованности требований в области валютного контроля, представления документов при таможенном декларировании товаров, а также перемещения наличной валюты через внутренние и в...

Одним из результатов работы Комиссии Таможенного союза стало выяснение несогласованности требований в области валютного контроля, представления документов при таможенном декларировании товаров, а также перемещения наличной валюты через внутренние и внешние границы Таможенного союза.

Так, в статьях 181, 183 Таможенного кодекса союза (ТК ТС) предусмотрено представление при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако пока в каждом из них используются механизмы учетной регистрации внешнеторговых контрактов в обслуживающих банках (паспорт сделки). В России и Казахстане предусмотрено указание номера паспорта сделки в грузовой таможенной декларации. В Беларуси с 1.04.2009 г. паспорта сделки заменены регистрацией внешнеторговых сделок в банке. Кроме того, существует ряд отличий и по пороговым значениям контролируемых внешнеторговых операций. В Казахстане паспорт сделки оформляется с суммы свыше 50 тыс. USD в эквиваленте, в России — 5 тыс. USD, в Беларуси регистрации подлежат сделки на сумму свыше 3 тыс. EUR.

Отсутствие согласованных подходов в этом вопросе, по мнению казахстанской стороны, препятствует практической реализации валютного контроля в случаях, когда экспорт (импорт) в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства — члена Таможенного союза через границы другого союзника. Поэтому Казахстан поднял вопрос о необходимости согласования документов, которые могут быть представлены резидентами Таможенного союза в подтверждение соблюдения требований валютного контроля, а также подходов к механизмам его реализации. Это необходимо и для выработки согласованного решения по валютному контролю по внешнеторговым операциям внутри союза.

Кроме того, согласно ст. 354 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов союза. Принятие такого договора предусмотрено п. 5 ст. 354 и п. 2 ст. 355 ТК ТС.

В законодательстве Казахстана и России нет оговорок в отношении пересечения физическими лицами внутренних границ Таможенного союза (в Беларуси такая оговорка имеется), но в условиях союза вообще неприменимо требование таможенного оформления при пересечении внутренних границ. Кроме того, требования национальных законодательств в отношении декларирования денежной наличности, ценных бумаг и платежных документов, а также возможности беспрепятственного их вывоза в государствах — членах Таможенного союза различны, что создает проблемы для физических лиц в случаях, когда такое перемещение в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства — члена союза через границы другого.

Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств — участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты было принято 24.02.1998 г. и действует в рамках ЕврАзЭС. Но оно неприменимо в данном случае, так как помимо РФ, Беларуси и Казахстана его сторонами являются Кыргызстан и Таджикистан, в союз не входящие. Поэтому такие вопросы должны регулироваться специальным документом, принятым участниками Таможенного союза. Актуальность этой проблемы усугубляется тем, что трансграничное перемещение наличных денег считается одним из каналов отмывания криминальных доходов и финансирования терроризма.

Поэтому Комиссия ТС запланировала создать экспертные группы для решения указанных вопросов и включила в сетевой график подготовки международных соглашений, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, соглашение о порядке перемещения наличной валюты через внутренние и внешние границы союза.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений