$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Внешняя торговля 2007:

04.03.2008

Результативность внешней торговли за прошедший год более всего характеризует рост отрицательного сальдо. Рассмотрим, из чего оно складывалось.

По предварительным данным Национального банка, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса оказался равным 58,1 млрд. USD, в т.ч. экспорт — 27,7 млрд., импорт — 30,4 млрд. USD. К уровню 2006 г. (в фактических ценах) темп роста составил 126,3% при прогнозе 110,8-112%, в т.ч. экспорт — 124,6% (прогноз 113,2-114,5%), импорт — 128% (прогноз 108,5-109,5%).

Сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательное и составило 2,7 млрд. USD (прогнозировалось положительное в объеме 500-600 млн.USD), в т.ч. сальдо внешней торговли товарами — минус 3,9 млрд. USD, услугами — плюс 1,2 млрд. USD.

Объем внешней торговли товарами составил 53,1 млрд. USD, в т.ч. экспорт — 24,4 млрд. (по сравнению с 2006 г. на 23,3% больше), импорт — 28,7 млрд. USD (на 28,3% больше).

По мнению Минстата, увеличение стоимостных объемов внешней торговли в большей степени обусловлено ростом цен. Так, по сравнению с 2006 г. средние цены экспорта возросли на 16,8%, импорта — на 19,8%. Между тем физический объем (товарная масса) экспорта увеличился лишь на 5,6%, импорта — на 7,1%. За счет повышения средних цен обеспечено 76% прироста стоимостного объема экспорта товаров и 74,9% импорта, за счет роста физического объема — только 24 и 25,1%.

Эта тенденция характерна и для торговли с Россией, где физический объем экспорта товаров вырос на 10,6%, а импорта — на 1,6%, в то время как средние цены — на 17,4 и на 29,1%. Возросшие цены на экспортированные товары обеспечили почти 2/3 прироста стоимостного объема экспорта и 94,8% импорта в торговле с Россией. Темп роста средних цен экспорта в страны вне СНГ (117%) превысил темп роста средних цен импорта (106%). При этом физический объем экспорта увеличился лишь на 0,7%, а импорта — на 16,4%. Увеличение стоимостного объема экспорта в страны вне СНГ на 96% обусловлено повышением цен на экспортированные товары, а рост импорта из этих стран на 70,2% обеспечен за счет роста физического объема поставок.

В 2007 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4335,1 млн. USD — на 65,7% больше, чем за 2006 г. Отрицательное сальдо в торговле с Россией увеличилась на 32,7% и достигло 8300,1 млн. USD.

Основным источником формирования отрицательного сальдо были операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие), занимающими 69% экспорта и 72,6% импорта. Их в 2007 г. было ввезено на 20,8 млрд. USD, или на 31,4% больше, чем за предыдущий год. Экспорт этих товаров составил 16,8 млрд. USD, или 121,1% к уровню 2006 г. При этом отрицательное сальдо внешней торговли такими товарами выросло вдвое — до 4018,2 млн. USD.

Энергетические товары заняли 49,7% экспорта и 48% импорта промежуточных товаров. За 2007 г. на внешний рынок их поставлено на 8340,1 млн. USD, что на 12,8% больше, чем в предыдущем году. Импорт энергетических товаров составил 9983,2 млн. USD и возрос на 37,5%. Отрицательное сальдо внешней торговли энергоносителями достигло 1 643,1 млн. USD, тогда как в 2006-м оно было + 131,7 млн. USD.

Существенный рост отрицательного сальдо по энергетическим товарам прежде всего связан с увеличением стоимостных объемов импорта природного газа (на 1098,7 млн. USD) и нефти (на 1626,6 млн. USD), вызванным более чем двукратным повышением цен на газ и на 34,6% — на нефть. Рост цен заставляет экономить: в количественном выражении Беларусь в прошлом году закупила меньше: нефти на 4,2%, нефтепродуктов — на 25,9%, каменного угля — на 27,1%, электроэнергии — на 20,7%. Впрочем, это не помешало приобрести грузовых и легковых автомобилей на 15,2 и 14,9% больше, чем в прошлом году.

Прочих промежуточных товаров импортировано на 10 826,6 млн. USD, что на 26,3% больше, чем в 2006 г., экспортировано — на 8 451,5 млн. USD — больше на 30,6%. Отрицательное сальдо внешней торговли данными товарами увеличилась на 273,4 млн. USD. Увеличение импорта прочих промежуточных товаров прежде всего произошло в результате существенного роста стоимостного объема поставок черных металлов (на 29,7%), двигателей внутреннего сгорания (на 33,6%), запасных частей и оборудования для автомобилей и тракторов (на 37,8%).

Инвестиционные товары в общем объеме экспорта составили 14,1%, импорта — 11,0% (годом ранее — 12,4 и 10,8%). При этом сальдо торговли ими сложилось положительное в размере 288,8 млн. USD.

Отрицательным (- 520,9 млн. USD) оказалось и сальдо торговли потребительскими товарами, доля которых в экспорте составила 16,2%, в импорте — 15,6%. Здесь его рост прежде всего обусловлен непродовольственной группой. Наиболее заметно увеличились поставки на внутренний рынок легковых автомобилей (на 269,8 млн. USD), лекарств (на 39,2 млн.), синтетических моющих средств (на 18,9 млн.), стиральных машин (на 13,6 млн.), холодильников и морозильников (на 13,2 млн.), средств для ухода за волосами (на 11,2 млн.), санитарно-гигиенических изделий из бумаги и целлюлозы (на 10,3 млн. USD).

Зато экспорт продовольствия, достигнув 1784,7 млн. USD, увеличился на 24,4% и превысил импорт на 204 млн. USD, тогда как еще год назад отрицательное сальдо торговли им составляло 25,6 млн. USD. Более всего выросли продажи за пределы республики сгущенного и сухого молока (на 161,4 млн. USD), сыров и творога (на 122,4 млн.), сливочного масла (на 53 млн. USD). Вместе с тем значительно сократились стоимостные объемы поставок на внешний рынок свинины (в 2,5 раза, или на 53,1 млн. USD), говядины (на 9,7%, или на 17,8 млн.), кондитерских изделий из сахара (на 20,9%, или на 4 млн. USD). В то же время гораздо больше пришлось платить за импортное подсолнечное масло (на 31,2 млн. USD), пиво (на 25,3 млн.), цитрусовые (на 14,4 млн.), шоколад (на 11,6 млн.), соки (на 11,4 млн.), рыбу (на 9,1 млн.), мучные кондитерские изделия (на 8,7 млн. USD). Впрочем, доля продуктов питания в общем объеме экспорта и импорта не столь уж велика — соответственно 7,3 и 5,5%. Тем не менее Беларусь в прошлом году по сравнению с 2006 г. в количественном измерении импортировала на 7,4% меньше рыбы и на 19,9% — табачных изделий.

Лидером по росту экспорта были белорусские шины и трактора. Их за пределы республики было продано соответственно 3 492,9 тыс. шт. (рост на 32,5%) и 56,8 тыс. шт. (31,4%). Поставки калийных удобрений к уровню прошлого года возросли лишь на 9,9%, что, впрочем, компенсируется исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой. А вот телевизоров за рубеж в количественном измерении поставлено на 11,9% меньше, часов — на 30,9%, велосипедов — на 47,4%.

Главным импортером республики осталась Россия — 59,9% общего объема импорта, тогда как другие страны СНГ в его объеме заняли 6,3%, Евросоюз — 21,8%, остальные — 12%. Из общего объема белорусского экспорта на долю России пришлось только 36,5%, других стран СНГ — 9,6%, ЕС — 43,8%, остальных стран — 10,1%.

В 2007 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 181 страной. Товары поставлялись на рынки 142 государств, импортировалась продукция 162 стран. Основными торговыми партнерами республики в 2007 г. являлись: Россия — 49,2% от всего объема товарооборота, Нидерланды — 8,6%, Украина — 5,7%, Германия — 5,5%, Польша — 3,9%, Соединенное Королевство — 3,2%, Китай — 2,5%, Латвия — 2,1%, Италия — 1,5%, Литва — 1,4%.

По предварительным данным госстатотчетности о внешней торговле услугами, экспорт услуг в 2007 г. составил 3086,8 млн. USD — на 37% больше, чем годом ранее. Импорт оказался равным 1 503,4 млн. USD (возрос на 41,4%). При этом экспорт услуг в страны СНГ составил 51,1% от его общего объема, в страны вне СНГ — 48,9%, импорт услуг из стран СНГ — 41,7% его общего объема, из стран вне СНГ — 58,3%.

Безусловным лидером по объему экспорта остаются транспортные услуги (2 344,9 млн. USD), рост которых за год составил 37%, а доля в общем объеме — 76%. Куда скромнее объем услуг связи (124,2 млн. USD), строительства (117,4 млн.), компьютерных (93,6 млн.) и туристических (49,3 млн.USD) услуг. Зато по темпам роста последние лидируют: компьютерных услуг по сравнению с 2006 г. оказано на 95,6%, а туристических — на 62,6% больше. Высоки темпы роста аренды оборудования и транспортных средств (на 37,7%) и недвижимости (на 30,8%) на экспорт. Впрочем, импорт некоторых услуг тоже растет немалыми темпами. Так объем импортных транспортных услуг вырос за год на 55,1%, строительных — на 28, туристических — на 45,2, а аренды недвижимости — на 39,7%.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ