$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВНЕШНИЕ РИСКИ УСИЛИВАЮТСЯ

13.11.2007

Доля иностранных инвестиций в их общем объеме должна будет вырасти в 2008 г. до 9,4% с нынешних 2,5%. Это предусматривает прогноз социально-экономического развития Беларуси на будущий год, который сегодня должен обсуждаться на совещании у Президента. Возросшая потребность в зарубежных ресурсах объясняется необходимостью модернизации и техперевооружения предприятий реального сектора, собственные возможности которых в условиях роста цен на энергоносители и высокой налоговой нагрузки становятся все более ограниченными.

По планам правительства, в 2008 г. за счет всех источников финансирования в экономику республики поступит порядка 32,5 трлн. Br, на 15-17% больше, чем в этом году. Предполагается, что инвестиции к ВВП составят 29% против 25,7% в 2006 г.

Основным источником инвестиций тем не менее останутся собственные средства предприятий. По расчетам правительства, на их долю придется 13,6 трлн. Br, а это на 10,5% больше, чем ожидается по итогам 2007 г. Учитывая дальнейший рост стоимости импортируемых энергоносителей, правительство намерено повышенное внимание уделять более полному освоению начисленной амортизации.

Заметным источником финансирования инвестиций в основной капитал будут по-прежнему средства бюджета. По этой статье планируется 7,8 трлн. Br поступлений. Вклад населения в инвестиции в основной капитал прогнозируется на уровне 1,8 трлн. Br. В этом случае удельный вес данного источника составит 5,6%. Участие банковской системы должно составить 8,2 трлн. Br, в т.ч. за счет иностранных кредитов — 2,7 трлн. Br. В планах — предоставление 3,8 трлн. Br льготных кредитов.

Для того, чтобы кредитная нагрузка не оказалась непосильной, планируется сохранить удельный вес банковских кредитов (без иностранных) в источниках инвестиций на уровне этого года — порядка 16,8%. Напомним, что проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 г. предусматривает снижение ставки рефинансирования к концу 2008 г. до 7-9% годовых, а ставок по банковским кредитам до 10-12% годовых.

Прогноз на 2008 г. предусматривает привлечение иностранных кредитных ресурсов под гарантии правительства в рамках действующих кредитных линий зарубежных стран (Китая, Италии, Германии). В планах — реализация совместных проектов с организациями Венесуэлы и Ирана. Рассматривается привлечение кредитных ресурсов Индии и Чехии.

Вопреки ожиданиям приватизация не станет сколь-нибудь заметным источником инвестиций. От реализации госимущества в 2008 г. предполагается получить лишь на 9% больше ожидаемого в 2007 г. результата.

В 2008 г. приоритетными направлениями приватизации останутся создание ОАО на базе госпредприятий и их продажа как имущественных комплексов на аукционе и по конкурсу. Возможно и создание СП на базе «промышленных гигантов». Правительство, правда, допускает мысль о приватизации крупных промышленных предприятий с целью привлечения инвестиций. Однако конкретные планы не оговариваются. Предполагается, что каждое инвестиционное предложение будет рассматриваться индивидуально на предмет его привлекательности. «При этом предусматривается уделять повышенное внимание учету интересов государства и экономической безопасности страны в процессе продажи пакетов акций стратегически важных предприятий и объектов топливно-энергетического, нефтехимического и машиностроительного комплексов», — уточняют разработчики прогноза.

Важнейшим источником привлечения иностранных инвестиций может стать реализация совместных с РФ и другими странами инвестпроектов в топливно-энергетическом, нефтехимическом и машиностроительном комплексах. Перспективным по-прежнему представляется привлечение иностранных инвестиций в инфраструктуру и коммуникации (в частности, связь).

Анализируя тенденции этого года, правительственные эксперты предполагают, что выручка предприятий реального сектора в 2008 г. увеличится на 19%, себестоимость — на 19,2%, материальные затраты — на 19,4%. По их расчетам, прибыль от реализации товаров, продукции (работ, услуг) по отношению к 2007 г. возрастет на 20,6%, а рентабельность в целом по экономике достигнет 13,2%.

Никаких новых механизмов госрегулирования задействовать не планируется. Эксперты напоминают, что в стране уже приняты программы развития всех сфер и отраслей, и их реализация — залог выполнения амбициозных планов 2008 г. Так, ВВП должен вырасти на 7,5-8,5%, реальные денежные доходы населения на 8-9%, производительность труда — 6,4-7,2%, производство промышленной продукции — 7-8%, сельскохозяйственной — на 6,5-8%.

Предполагается, что опережающими темпами будет развиваться сфера услуг, в результате чего доля этого сектора экономики в ВВП с 41,8% в 2006 г. увеличится до 43,4% в 2008 г. При этом удельный вес в ВВП сферы производства товаров составит 43% (против 44% в 2006 г.), в т.ч. удельный вес промышленности — 26,1%, строительства — 9%.

Эти изменения, по замыслу экономических стратегов, будут постепенно приближать структуру нашего ВВП к той, которая сложилась в развитых странах.

Констатирует правительство и наличие угроз и рисков, способных повлиять на наше экономическое развитие. Разумеется, в первую очередь речь идет о росте цен на энергоносители. На фоне этого фактора усугубляется влияние и других, как-то: значительный износ оборудования; высокая энерго- и материалоемкость производства; недостаточный удельный вес высокотехнологичной продукции при низкой наукоемкости ВВП; высокий уровень налоговой нагрузки и социальных отчислений для быстроразвивающейся и модернизирующейся экономики; сложная социально-экономическая ситуация в проблемных регионах (сельской местности, малых и моногородах); недостаточная технологичность и диверсификация экспорта по видам продукции, экспортерам и странам; наличие скрытой безработицы и неполной занятости при медленном развитии малого предпринимательства.

Правительство намерено перекладывать груз оплаты стоимости энергоносителей на предприятия, поскольку справедливо полагает, что это станет наиболее значимым стимулом для экономии. Однако переход будет медленным и постепенным. Во всяком случае в 2008 г. предлагается сохранить компенсационные меры. Планируется дальнейшее повышение экспортных цен на отдельные виды продукции; увеличение платы за транзит российских энергоносителей по территории Беларуси; ограничение роста тарифов на услуги «Белтрансгаза», «Белтопгаза» и «Белэнерго»; дополнительное сокращение энергоемкости производства за счет реализации мер по энергосбережению. Предполагается использование и других компенсационных мер за счет средств Фонда национального развития, адаптационного кредита РФ и государственной поддержки из бюджета.

Касаясь больного вопроса внешнеторгового сальдо, в правительстве констатируют, что его размер пока находится в пределах порогового значения (не более 5% к ВВП). Тем не менее состояние этого показателя в 2007 г. и последующие годы вызывает опасения, учитывая существенное удорожание импорта энергоресурсов.

Правительственные эксперты прогнозируют, что в 2008 г. дополнительное влияние на внешнеэкономическую ситуацию может оказать обострение конкуренции на российском рынке (из-за возможного вступления РФ в ВТО, создания и реконструкции организаций по производству конкурирующей продукции), введение и продолжение действия отдельных ограничительных мер на белорусскую продукцию (например, по сахару).

Как свидетельствуют программные документы, «борьбу» на внешнеэкономическом фронте правительство будет вести уже привычным «оружием»: наращивание экспорта путем создания товаропроводящих сетей и торгово-логистических центров за пределами страны, повышение эффективности биржевых продаж, импортозамещение, ограничение импорта путем установления технических барьеров.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях