Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВМЕСТО "ОДНОГО ОКНА" - БЕСКОНЕЧНЫЕ ХОЖДЕНИЯ

Закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" вступил в силу в мае 2003 г. Принимая его, депутаты были убеждены в том, что он упростит и значительно облегчит для граждан государственную регистрацию земельных...
Закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" вступил в силу в мае 2003 г. Принимая его, депутаты были убеждены в том, что он упростит и значительно облегчит для граждан государственную регистрацию земельных участков и недвижимого имущества, расположенного на них. Закон подготовил условия для осуществления этой работы по принципу "одного окна". Предполагалось, что субъекты, которым понадобится зарегистрировать то или иное имущество, будут сдавать необходимые документы в одну организацию - "одно окно" - и через определенное время, без ставших для нашего человека уже привычными хождений по кабинетам, получат свидетельство о регистрации.

Однако на практике все получилось не так

Напомню, что в созданную в соответствии с Законом единую систему государственных организаций в области госрегистрации входят: специально уполномоченный орган госуправления, подчиненный правительству (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров), а также республиканская и территориальные организации по государственной регистрации. Бывшие БТИ, занимавшиеся инвентаризацией и регистрацией недвижимого имущества, и органы землеустройства, которые отвечали за регистрацию земельных участков, вошли в единую систему госрегистрации.

В статье 10 Закона четко установлена и последовательность всех процедур. Так, госрегистрация капитального строения не может осуществляться ранее госрегистрации земельного участка, на котором оно расположено. Или, к примеру, госрегистрация сделки с недвижимым имуществом, изменение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество не могут производиться ранее госрегистрации самого имущества.

Госрегистрации подлежат договоры, которые являются или могут стать основанием возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды и субаренды, раздела недвижимого имущества и т.д. Короче, даже если в данный момент вы не планируете продавать принадлежащий вам дом, гараж или другую собственность, лучше ее все-таки зарегистрировать сейчас, чтобы потом было меньше хлопот.

Граждане с пониманием встретили требования принятого Закона. Многие собственники домов, дач, гаражей, квартир, комнат, которые пользуются этой недвижимостью многие годы и даже десятилетия, стали собирать требуемые документы для госрегистрации своей собственности (аналогично поступили и юридические лица, не оформившие ранее права на земельный участок или здание). Кто-то решил выкупить земельный участок в частную собственность, кто-то - оформить право аренды на него либо  пожизненного наследуемого владения.

Всем им пришлось обратиться в госорганизации, занимающиеся регистрацией. И  стоит лишь немного пообщаться с этими людьми, чтобы понять: из принципа "в одно окно" ничего не вышло. Оказалось, что быть законопослушным гражданином непросто. Для того чтобы оформить все документы, нужно потратить немалые деньги, запастись терпением и месяцами ходить по разным кабинетам, согласовывая и сдавая дублирующие друг друга документы.

Сначала нужно оплатить  работу землеустроителей, связанную с обмером и привязкой к местности земельного участка, потом - его стоимость (приватизация или право аренды) и регистрацию самого здания или сооружения.

Мой знакомый в ноябре 2004 г. сдал все документы в РУП "Минское областное агентство по  государственной регистрации и земельному кадастру"  на регистрацию садового домика и уплатил 160 тыс. руб. Оказалось, что он также должен отвезти своим транспортом сотрудника этой организации в садоводческое товарищество, чтобы тот обмерил домик, затем привезти этого чиновника обратно.

В декабре в точно назначенный день мой знакомый пришел за техпаспортом, отстоял очередь, показал паспорт и квитанцию об оплате и услышал: "Техпаспорт пока не дадим: идите на Ольшевского, 8 и принесите оттуда документы". Какие нужны документы, из какой организации -  добиться от сотрудницы не удалось.

Оказалось, что по этому адресу находится Минский райисполком. Потратив там какое-то время, он наконец выяснил, что надо написать заявление архитектору райисполкома, чтобы этот орган принял решение о возможности использования садового домика (которым дачник пользуется уже 15 лет!). Но в райисполкоме  в придачу к заявлению потребовали еще три документа: копию акта о частной собственности на землю (который ему ранее выдал этот же исполком), справку правления садового товарищества о том, что у него там имеется участок и домик, и выкопировку техпаспорта на этот домик (выдает орган госрегистрации - уже со схемой домика, внутренней планировкой). Но ведь все эти документы сданы в орган госрегистрации еще в ноябре! Когда человек принес в райисполком копии указанных документов, то его вновь попытались отправить в РУП "Минское областное агентство по  государственной регистрации и земельному кадастру", сотрудники которого забыли указать в техпаспорте общую площадь домика.

Райисполком уже принял соответствующее решение, мой знакомый получил это постановление и сейчас должен отвезти его в орган госрегистрации, и только потом ему наконец должны выдать техпаспорт. Вот такая получилась круговерть. Почему нет взаимодействия и взаимопонимания между этими двумя организациями, почему сотрудники РУП сами оперативно не решают указанные вопросы с райисполкомом (ведь все документы у органа госрегистрации уже были)-  рядовой человек понять не может.

-----------------------------------
СПРАВКА "НЭГ"

Основная работа ложится на территориальную организацию по госрегистрации, которая имеет статус республиканского унитарного предприятия. Работающие здесь регистраторы обладают исключительным правом принимать документы, совершать регистрационные действия, присваивать кадастровый, инвентарный номер объекту недвижимого имущества, вносить записи в регистрационную книгу, а также информацию в кадастровую карту и журнал регистрации заявлений, дополнять регистрационные дела новыми документами, предоставлять сведения и документы из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Объектами государственной регистрации являются (ст. 4 Закона):

создание, изменение и прекращение существования недвижимого имущества;
возникновение, переход, прекращение прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, подлежащее госрегистрации;

сделки с недвижимым имуществом.

Согласно ст. 8 госрегистрации подлежат не только возникновение, переход, прекращение права собственности, но также следующие права и ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество:

пожизненного наследуемого владения земельным участком;

постоянного и временного пользования земельным участком;

оперативного управления;

хозяйственного ведения;

доверительного управления;

аренды и субаренды земельного участка, безвозмездного пользования капитальным строением, изолированным помещением на срок не менее одного года (и на срок менее одного года в случаях, предусмотренных соглашением сторон);

сервитута;

ипотеки;

ареста;

а также ограничения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имущества в связи с присвоением ему статуса памятника историко-культурного наследия или в связи с обслуживанием линий электропередач, трубопроводов и иных инженерных сооружений или при приватизации государственного имущества.

Госрегистрация возникновения, перехода, прекращения права или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество может быть признана недействительной только в судебном порядке.