Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Контроль
23.07.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ к ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ N 119-З от 9.07.2002г.

"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах"

"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах"

Согласно прежней редакции ст.22 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" необоснованно полученные, использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства средства бюджета (в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд) по решению Министерства финансов или местного финансового органа подлежат возвращению с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, штрафа в двукратном размере этих средств.

Именно эта статья Закона подверглась корректировке. Почему?

Практика контрольно-экономической работы свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев нарушения в получении и использовании государственных средств допускают юридические лица, получающие дотации из бюджета. Причем многие из них имеют неудовлетворительное финансовое состояние. Значительные суммы экономических санкций остаются длительное время не взысканными из-за недостатка средств, тяжелого финансового положения, а порой из-за того, что над организациями вообще нависла угроза банкротства. Возврат ими в доход бюджета вышеназванных сумм и уплата штрафа в двукратном размере в конечном счете приводит к необходимости вновь обращаться за поддержкой к государству. Кроме того согласно статье 366 Гражданского кодекса на суммы, причитающиеся к возврату в бюджет (кроме штрафов), начисляются проценты. Их размер определяется учетной ставкой Национального банка на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Часто финансовые органы сталкиваются с проблемой определения источника возврата средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства организациями, финансируемыми из бюджета. Согласно действующему порядку сметы расходов на содержание таких организаций составляются по экономической (предметной) классификации. В них могут закладываться только затраты, предусмотренные действующим законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности данной организации. Возврат незаконно израсходованных средств сметами не предусматривается.

Вполне логичен вопрос о возможности сокращения финансирования на сумму таких средств. Однако поскольку при составлении смет расходов соблюдается жесткий режим экономии и не допускается включение в них ассигнований, не подтвержденных расчетами, а также поскольку должно быть обеспечено полное соответствие производственных показателей, зафиксированных в сметах, показателям плана социально-экономического развития на очередной год, то вести речь о сокращении сметы расходов на сумму израсходованных средств невозможно. Как правило, суммы, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, организации возвращают в доход бюджета за счет ассигнований текущего периода, предусмотренных соответствующей статьей расходов, по которой допущено нарушение. А при отсутствии либо недостаточности бюджетных ассигнований по данной статье уплата производится за счет статьи 10 10 08 "Прочие текущие расходы".

Учитывая изложенное, Министерство финансов предложило в проекте закона (как видим, законодатели данное предложение поддержали) снизить размер экономических санкций с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, индивидуальных предпринимателей до однократного размера.

Также новая редакция закона предоставляет право Министерству финансов, финансовым управлениям облисполкомов (Мингорисполкома) на основании решений их коллегий полностью или частично освобождать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа, либо по решению соответствующих должностных лиц предоставлять им отсрочку по уплате сроком до шести месяцев с учетом размера необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средств бюджета и финансового состояния юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений