Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вместо центра - СОВЕТ

В соответствии с распоряжением премьер-министра Геннадия Новицкого в регионах страны идет формирование советов по предпринимательству...

В соответствии с распоряжением премьер-министра Геннадия Новицкого в регионах страны идет формирование советов по предпринимательству. О том, какие задачи предстоит решать новым формированиям, рассказывает представитель Белорусского союза предпринимателей по г.Слуцку и Слуцкому району Анатолий САМУСЕВИЧ.

В настоящее время бюджет города на четверть формируется за счет отчислений от малого и среднего бизнеса, в котором занято около 10% работоспособного населения. Успех мог быть значительно весомее, если бы собственников поддерживала местная власть. Увы, вместо этого некоторые должностные лица города и района, защищая интересы отдельных групп, лиц и коллективов, чинят предпринимателям различные препоны, тормозят развитие предпринимательства.

К сожалению, в республике законодательно не отрегулированы и не отлажены на практике взаимоотношения индивидуальных предпринимателей с местной властью.

Исторически сложилось так, что в нашей стране ИП начинали работать каждый сам по себе и полагались также лишь на себя. Лишь по прошествии немалого времени они поняли, что для защиты бизнеса необходима надежная взаимная поддержка, профессиональные сообщества.

В середине 90-х годов прошлого века по указке "сверху" этот вакуум стали заполнять региональные центры поддержки предпринимательства, соответствующие комитеты были созданы на уровне областей. Жизнь показала, что проблем с развитием малого и среднего бизнеса после этого не убавилось, наоборот, стало больше.

Приведу пример. В ноябре прошлого года я обратился в Комитет госконтроля РБ с просьбой рассмотреть вопрос о нарушении конституционных прав десяти индивидуальных предпринимателей председателем Слуцкого горисполкома А.Сайко. Вопрос был переадресован в комитет предпринимательства и инвестиций Миноблисполкома. В ходе разбирательства выяснилось, что комитет серьезными полномочиями не наделен, к его председателю М.Шпаку даже помощники зампредседателя облисполкома и юристы относились скептически. Серьезно в данном вопросе так никто и не разобрался, в результате была получена отписка, которая, в конечном счете, подорвала у законопослушных ИП веру в силу и справедливость закона.

Вторым подтверждением того, что даже на областном уровне вопрос предпринимательства решается формально, является тот факт, что ни один из региональных центров поддержки предпринимателей практически не работает. А ведь для их создания использовались в основном деньги налогоплательщиков и административный ресурс областной вертикали.

Центры на местах озабочены в основном поставкой "наверх" различных статистических данных, информированием ИП. Средств для этого в бюджете заложено было мало, услуги должным образом не оказывались. Неудивительно, что предпринимателям незачем туда ходить.

Еще один "лозунг", под которым развивалось отечественное предпринимательство: за все нужно платить -- за регистрацию, разрешения, за свои и чужие ошибки, за право иметь тот или иной участок работы. Платить государству, чиновнику, компаньону... И поэтому ИП с присущей белорусу "памяркочнасцю" смотрели на эти центры благотворительности и спрашивали себя: зачем мне эта западня? И обходили их стороной, оставаясь практически беззащитными и терпя от власти различные унижения и оскорбления.

В таких условиях в наиболее горячие предпринимательские головы вселилась идея, что спасти малый бизнес могут забастовки или иные формы гражданского неповиновения. Да, подобный "диалог" с властью может быть, но он -- крайняя мера. Забастовка -- не выход. Никакие стачкомы, профсоюзы предпринимателей, формируемые на время действия конфликта, не в состоянии концептуально решать проблемы бизнеса. Это как укол, от которого больному на время может стать чуточку легче, но после него все, как правило, возвращается на круги своя.

Выход, на мой взгляд, один -- в создании и укреплении общественных советов по предпринимательству, в состав которых волевыми решениями исполкомов целесообразно вводить не обремененных предпринимательством представителей общественных объединений. Создав подобные структуры в городах, областях и республике, гораздо легче будет, используя современные знания в области экономики, юриспруденции, финансов и опираясь на опыт соседних стран, доказывать Президенту, правительству, депутатам преимущества развития предпринимательства, на деле показывать его сильные стороны. Рабочие кабинеты, телефонная связь и набор оргтехники остались от региональных центров поддержки предпринимательства. Нужна лишь воля исполнительных комитетов и поддержка самих предпринимателей.

Основная задача советов -- основываясь на реалиях, навести мосты между ИП и властью. С одной стороны, ИП, являясь членами общественных организаций, смогут высказывать и требовать законного решения своих обоснованных требований, с другой -- власть в лице советов найдет своего союзника, который, живя заботами и бедами исполкомов, будет более эффективно и "адресно" использовать предпринимательский потенциал.

Советы получат доступ не только к принятым решениям, но и к тем вопросам, которые будут рассматриваться на государственном и местном уровнях. Таким образом, будут исключены различные недоразумения, власти не смогут принимать решения, ущемляющие развитие малого бизнеса, удастся эффективнее использовать резервы приватизации, создать новые рабочие места.

На мой взгляд, не за горами то время, когда законодательство нашей республики будет зеркально соответствовать российским законам. Предприниматель из жулика и изгоя превратится в уважаемого и нужного государству гражданина, который возьмет на себя часть государственных забот, укрепляя тем самым авторитет страны, района, города.