$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Вместо антикризисных мер повышение эффективности©

26.02.2016

Для белорусского бизнес-сообщества сегодня очевидно, что стране необходима действенная программа антикризисных мер. В ответ на этот запрос появился Указ от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь». Этот документ, похожий скорее на очередную директиву, содержит ряд программных установок, пути реализации которых пока не видны.

В Указе в очередной раз декларируется социальная ориентация экономической политики. Для ее сохранения нужно возобновление устойчивого экономического роста. Но внешние условия, столько лет позволявшие поддерживать относительное материальное благополучие белорусов, существенно ухудшились. А потому власти пытаются компенсировать эту утрату за счет внутренних резервов, мобилизовав их в основном привычными административными методами.

Повысить, понизить, обеспечить

Правительству Указом № 78 предписывается принять дополнительные меры для обеспечения прибыльной работы госпредприятий при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25%, экономии ресурсов организациями всех форм собственности и повышения качества производимой продукции (работ, услуг). Каким образом будут реализованы эти задачи, в Указе не уточняется. Одновременно Совмин должен как-то помочь развитию добросовестной конкуренции на внутреннем рынке, росту и диверсификации экспорта, ускоренному развитию малого и среднего бизнеса и вовлечения его в экспортную деятельность и импортозамещение, привлечению иностранного капитала в развитие и создание производств. Еще одна актуальная задача – добиться вместе с Нацбанком «поступательного снижения ставок по кредитам в экономике». Будет ли это сделано путем улучшения макроэкономической ситуации или административными методами, также пока не ясно.

Не забыта проблема неплатежей. Власти намерены обеспечить повышение платежной дисциплины во взаиморасчетах, внедрить какие-то «упрощенные процедуры» финансового оздоровления сельхозорганизаций. Ставится задача в 2016 г. сократить просроченную внешнюю дебиторскую задолженность на сумму не менее 100 млн. USD. Надо отметить, что такая задолженность на 1.01.2016 г. составляла около 10,5 трлн. Br, т.е. около 565,5 млн. USD против 495,9 млн. годом ранее. Так что сократить нужно почти на столько же, сколько набрали за год.

Власти намерены обеспечить в 2016 г. снижение затрат организаций ЖКХ и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50% по всему комплексу ЖКХ. Дополнительные доходы по системе Минэнерго от снижения объемов перекрестного субсидирования будут направлены на снижение тарифов на энергоресурсы для промышленных потребителей.

Приватизация

и инвестиции

Правительству поручается выработать предложения по приватизации (отчуждению) объектов государственной собственности «на принципах прозрачности, оперативности и эффективности». После заявления Президента на совещании 22 февраля о недопустимости «огульной приватизации» отношение к продаже плодов труда «поколений дедов и отцов», вероятно, будет весьма трепетным. Остается надеяться, что инвесторы с пониманием отнесутся к дополнительным требованиям по соблюдению прав работников, проведению модернизации, экспорту и т.п., а также к белорусским подходам к оценке приватизируемых активов. Согласно Указу № 78 начальная стоимость продажи предприятий как имущественных комплексов, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящихся в республиканской и коммунальной собственности, будет определяться по рыночной стоимости в порядке, устанавливаемом Совмином. Напомним, в настоящее время, если рыночная стоимость оказывается меньше балансовой, то активы должны продаваться по цене, равной балансовой стоимости.

Совмин вместе с облисполкомами и Мингорисполкомом должны обеспечить ежегодный рост числа трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств на 50 тыс. человек. Заметим, что в условиях падения спроса на внешних и внутреннем рынках это непростая задача – особенно, если финансовых ресурсов для этого мало.

В рамках активизации инвестиционной деятельности отдельно ставится задача обеспечить широкий и упрощенный доступ к китайским кредитным линиям, установив отраслевые приоритеты их использования.

На председателей районных (городских) исполкомов возлагается персональная ответственность за обеспечение эффективной деятельности убыточных сельхозорганизаций. Кроме того, им предстоит принимать оперативные решения по передаче в доверительное управление предприятий как имущественных комплексов устойчиво неплатежеспособных коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий, в т.ч. с правом последующего их приобретения доверительным управляющим, надлежаще выполнившим условия договора доверительного управления, а также по изъятию и предоставлению используемых такими предприятиями земельных участков (при сохранении целевого назначения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда) доверительным управляющим и (или) эффективно работающим субъектам хозяйствования (инвесторам) в установленном порядке.

Изменятся критерии оказания господдержки. Основным здесь будет реализация в рамках государственных программ инвестпроектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости.

Генпрокуратуре и судам Указом № 78 поручается обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией гарантии защиты собственности. Невольно приходится задуматься, почему правоохранительным органам для этого нужны дополнительные указания…

Импортозамещение

Особое внимание в Указе уделяется импортозамещению, именуемому «рациональным». Предписывается реализовать импортозамещающие проекты с достижением объема выручки не менее 600 млн. USD ежегодно в промышленном производстве и сфере услуг за счет внебюджетных источников (если таковые найдутся). Одновременно требуется обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования в республике.

Совмину и Национальной академии наук предписано обеспечить активное внедрение отечественных технологий в фармацевтику, АПК, биотехнологическое производство, отрасли новых материалов и иные сектора высших технологических укладов. Очевидно, такие технологии у нас уже имеются, осталось лишь найти пути их коммерциализации и определить условия передачи.

Руководителям государственных органов поручается обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие, а также организовать разъяснительную работу с населением для популяризации предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы граждан. Наверняка эти усилия получат живой отклик в обществе – особенно среди ИП, теряющих свое дело из-за Указа № 222.

Социальная защита

Совмину, облисполкомам и Мингорисполкому поручается реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары. Напомним, что на заседании 22 февраля обсуждались меры по реализации налоговой и акцизной политики, в т.ч. повышение акцизов на топливо. При этом Президент потребовал, чтобы рост косвенных налогов не приводил к увеличению цен.

В то же время Указом № 78 предписывается принять исчерпывающие меры по минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7%. Иными словами, издержки, возникающие в случае повышения косвенных налогов (в т.ч. НДС и акцизов), должны будут нести сами производители, жертвуя своей прибылью.

Решение о формировании в 2016 г. резервов в республиканском и местных бюджетах для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг уже выполнено (см. с. 2 этого номера «ЭГ»).

Правительству поручено внести предложения по увеличению с 1 марта 2016 г. бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, усилению механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в т.ч. путем пересмотра размеров выплат социального характера, а также по внедрению с 1 октября 2016 г. безналичных жилищных субсидий для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг. Местные Советы должны рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.

Экономия

Важное место в Указе № 78 уделяется оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета на 2016 г. В частности, власти намерены уменьшить расходы на непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капстроительство, реконструкцию и капремонт). Будем надеяться, что ледовые и прочие дворцы, возведенные в эпоху изобилия, не слишком обветшают в период экономии.

Сократятся расходы на содержание органов управления за счет оптимизации их функций и численности. Средства от этой оптимизации направляются на повышение зарплаты госслужащих.

Будут возмещаться (компенсироваться) проценты по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым в рамках госпрограмм и мероприятий (за исключением кредитов на жилищное строительство), с увеличением ставок на 2 п.п. с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет бюджетных средств процентов по этим кредитам.

Сократятся дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты регионов.

Руководителям министерств и ведомств приказано обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказаться от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в т.ч. за счет валютных источников).

Валютные хлопоты

Совмину и Нацбанку предстоит проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, покрывающего 3-месячный импорт товаров (работ, услуг), а также краткосрочные валютные долговые обязательства республики. Своевременное и полное исполнение обязательств, в т.ч. посредством рефинансирования, будет обеспечиваться под персональную ответственность руководителей соответствующих уровней.

Совмин уполномочен на подписание межправительственных и международных договоров, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов от международных финансовых организаций, содержащих положения, отличные от норм отечественного законодательства.

Кадры на весах эффективности

Радикально изменится система оценки эффективности работы кадров. Деятельность премьер-министра и его первого заместителя будет оцениваться по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом правительства, председателя Правления Нацбанка – по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Нацбанка, наращивания международных резервных активов страны, заместителей премьер-министра, министра иностранных дел – по росту и диверсификации экспорта. Для руководителей министерств и концернов, председателей областных, Минского городского исполкомов основными критериями оценки станут объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль и рациональное импортозамещение. Кроме того, местные власти будут отвечать за рост и диверсификацию экспорта, а также за создание новых рабочих мест.

Успехи руководителей госпредприятий будут оцениваться по чистой прибыли и сокращению себестоимости. Последствия столь рискованного шага – тема отдельного разговора.

Власти намерены приложить усилия по сокращению излишних и дублирующих функций органов госуправления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов, по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в т.ч. за рубежом), повышению мотивации на достижение результатов социально-экономического развития, а также по совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей госпредприятий. Ставится задача минимизации надзорных проверок, сокращения числа надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышения роли прокуратуры в обеспечении законности. При этом Совмину поручается в текущем году обеспечить пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы. Надо полагать, что вскоре МНС и КГК начнут помогать предприятиям сохранять и приумножать оборотные средства и прибыль вместо того, чтобы их штрафовать и доначислять налоги.

Предлагается провести корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).

* * *

Указ № 78, очевидно, призван играть роль антикризисного плана. Но его нормы выглядят слишком общими. Для их реализации нужны конкретные мероприятия, в т.ч. оформленные другими указами и постановлениями. Их принятие может затянуться, в лучшем случае, на месяцы, а воплощение в жизнь – еще дольше. Между тем ситуация в экономике требует быстрых действий.

К сожалению, ресурсов для конкретики в белорусском бюджете сегодня немного. Это не позволяет формировать внятную экономическую стратегию действий правительства как на текущий год, так и на более длительный период. Похоже, у правительства нет четких представлений ни о реальном состоянии экономики, ни о том, каким образом она сможет развиваться в будущем. Поэтому большинство решений сводится к попыткам продержаться до улучшения внешнеэкономических условий и получения заимствований от России или МВФ с минимальными бюджетными потерями.

 

 

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ