$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Вместе сила?

29.07.2008

К концу 2008 г. в Беларуси могут создать продуктовую компанию, которая возьмет на себя экспорт сельскохозяйственной продукции. Об этом Александра Лукашенко попросили руководители перерабатывающих предприятий.

Во время визита главы государства в Каменецкий район производители пожаловались на проблемы, возникающие при поставке товаров в Россию. По их мнению, в своеобразном холдинге им будет легче продвигаться на восток. Президент посчитал высказанные доводы убедительными и дал указание «показать продуктовую компанию в декабре».

Удастся или нет авторам проекта выдержать строгий экзамен, рассуждать не беремся. Тем не менее ряд специалистов уже высказались отрицательно относительно полезности для экономики «Белорусской продуктовой компании». Их главные доводы — вероятное разрушение ныне эффективно действующих сетей ряда предприятий, специфика продаж многих позиций продукции, появление дополнительного звена в цепочке «производитель-потребитель». Также молоко, мясо и сахар на рынок восточной соседки поставляется согласно утвержденным балансам. В подобной ситуации сколько структур в целях повышения экспорта ни создавай, «впихнуть» более положенного не получится.

Можно понять и авторов идеи. При нынешнем мировом продовольственном кризисе аграриям и переработчикам предоставляется шанс неплохо заработать. Однако чтобы не упустить ожидаемую прибыль, большинству из них необходимо оптимизировать продажи. Как заметила первый замминистра Минсельхозпрода Надежда Котковец, сегодня возникла ситуация, при которой белорусские товары зачастую поступают в ЕС при посредстве третьих стран, а в Россию — через тамошние СЭЗ. Аграрии рассчитывают, что «БПК» № 2 решит проблему качественного маркетинга, включающего сбыт.

Это уже не первая попытка создать компанию, которая переключит на себя экспорт. Однако предыдущий опыт не всегда можно оценить однозначно.

Наиболее успешный проект — «Белорусская калийная компания», с 30% долей лидирующая на мировом рынке калийных удобрений. Экспортная выручка от продажи удобрений ПО «Беларуськалий» постоянно растет. Если в 2006 г. был получен 1 млрд. USD, в 2007-м — 1,325 млрд. USD, то в 2008 г. валютные поступления в страну от реализации продукции ожидаются в объеме 2,8-3 млрд. USD, а в следующем уже 5 млрд. USD.

«Белорусская нефтяная компания» уже в сентябре рассчитывает переключить на себя практически 100% экспорта продукции отечественных НПЗ. По замыслу авторов проекта, централизованные оптовые закупки сырья, а также создание системы продаж без услуг третьих лиц позволят сэкономить значительные средства и получить дополнительную прибыль нефтеперерабатывающим заводам. Кроме того, лондонская дочка — предприятие BNK (UK) Ltd должно привлечь финансирование для пополнения оборотных средств.

Неплохо зарекомендовал себя торговый дом «Белкондитер», реализующий сладости в Москве. Специалисты полагают, что кондитерские изделия обладают значительным экспортным потенциалом, который может позволить дополнительно выручать 8-10 млн. USD ежегодно.

Основная цель «Белорусской продовольственной компании», зарегистрированной в Москве, — удержать для мозырской соли московский рынок, на который покусились украинские конкуренты (в данный момент между поставщиками идет борьба). Дополнительно рассматривались перспективы поставок консервов, пищевых концентратов, дрожжей, пива и др.

В свою очередь, ООО «БеларусьАлко», централизованно под единой маркой реализующая продукцию ликероводочных предприятий концерна «Белгоспищепром», в 2007 г. сумела отгрузить в Москве всего 13 тыс. дал. Такими темпами выполнить свое главное предназначение — вернуть утерянные позиции на рынке (из-за введения в оборот акцизных марок нового образца экспорт в Россию в 2006 г. водки и других крепких спиртных напитков упал в 23 раза с 20,23 млн. USD до 0,88 млн. USD) — не достичь.

С октября 2006 г. приступила к реализации сахара-песка ООО «Белорусская сахарная компания». Обществу удается полностью выбирать «кремлевскую» квоту: в 2007 г. реализовано 180 тыс. т, в 2008 г. будет продано 100 тыс. т, предварительно столько же России понадобится и в 2009 г. Продать больше «благодаря» лоббированию интересов местного производителя компания не может (меньше, учитывая спрос, тоже). В итоге по состоянию на 1 июня на складах отечественных предприятий находилось 213,2 тыс. т сахара. Вряд ли данные результаты деятельности можно оценивать как положительные.

Как видим, опыт предшественников проектируемой «БПК» № 2 показывает, что не всегда создание совместной специализированной структуры позволяет за пограничными столбами добиться успеха.