Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вместе с товарооборотом растут и убытки

При прогнозном значении 7,5% объем розничного товарооборота в республике в 2003г. прирос на 9,9%. При этом доля отечественных товаров в розничной торговой сети впервые за последние годы превысила 80%...
При прогнозном значении 7,5% объем розничного товарооборота в республике в 2003г. прирос на 9,9%. При этом доля отечественных товаров в розничной торговой сети впервые за последние годы превысила 80%.
 
Вроде неплохо. Но вместе с этими цифрами министр торговли Александр Куличков во время коллегиального подведения итогов работы назвал и другие: на 5 процентных пунктов возросла за год доля убыточных организаций, которых стало более 30%. Минская и Могилевская области вообще сработали с убытками. Балансовая прибыль составила около 80 млрд. руб., из которых 78% пришлись на столицу. В целом уровень рентабельности в отрасли за год снизился вдвое.

Предваряя разговор о путях устранения этих явлений, Александр Николаевич попросил коллег искать их в повышении ответственности за порученную работу, в повышении ее качества и эффективности. Одной из важнейших направлений в этом плане является более строгий подход к формированию заказа промышленности. Во многих случаях заказы на производство и поставку на внутренний рынок квотируемых товаров по-прежнему определяются не комплексно и без обоснования -- и это несмотря на то, что необходимость и регламент такой работы определены соответствующими правительственными документами. Как результат -- многие торговые организации не выбирают даже того, что просили изготовить. Так продукцию Гродненской швейно-торговой фирмы "Элод", например, не востребовали 60% заказчиков из Могилевской области, 42 -- Минской, 38 -- Брестской, 35% -- из Гомельской. Допускаются перебои с обеспечением школ и дошкольных учреждений мясом птицы, есть проблемы с выборкой продукции Гродненской табачной фабрики и расчетами за нее. На последнее А.Куличков посоветовал обратить особое внимание. Ведь в нынешнем году на поставку внутреннему рынку изделий ГТФ правительство установило квоту, соответственно и контроль за их поставками, наличием в продаже и расчетами будет ужесточен.

Аналогичная ситуация складывается с реализацией сахара: торговые организации закупают его без учетов нарядов Минторга, а руководители территориальных органов управления торговлей фактически устранились от контроля за этими процессами. Такая практика, и не только в отношении табака-сахара, дезориентирует промышленность, вынуждает работать на склад (при отсутствии необходимого ассортимента в продаже). В этой связи министр подчеркнул необходимость создания в регионах на базе розничных и оптовых организаций центров по изучению и прогнозированию тенденций развития товарного рынка и конъюнктуры покупательского спроса, что позволит оперативно воздействовать на промышленность в вопросах повышения конкурентоспособности и качества товаров, освоения их новых видов.

Недостаточно взаимодействуют торговля и промышленность в вопросах реализации не проданных в сезон либо залежалых товаров. Для этого предлагается открыть в каждой области и г.Минске центры по распродаже таких изделий, что позволит заодно обеспечивать ими пожилых и малообеспеченных граждан. В Москве такие структуры имеются давно, цены там на 10--15% ниже, чем в обычных магазинах, но "в обмен" на относительную дешевизну товаров, не только продовольственных, власть предоставляет торговым предприятиям льготы по аренде и коммунальным услугам.

Особое внимание министр торговли посоветовал обратить на совершенствование системы товародвижения изделий легкой промышленности, поставки которых через оптовое звено не то что увеличились, а даже сократились по сравнению с предыдущими годами. Порой руководитель торговой организации ждет, что товар ему кто-то привезет. А промышленники настаивают на том, что его у них кто-то должен забрать, и в конечном счете страдают все. Не понимаю, недоумевал министр, почему базы и их руководители не хотят зарабатывать деньги?

С целью улучшения поступления товаров от производителей в розничную сеть на коллегии было предложено хадатайствовать о закреплении на законодательном уровне отнесения затрат оптовых баз по сбыту отечественной продукции на ее себестоимость, что позволит уровнять шансы опта и розницы. Ценовые параметры сделки, таким образом, будут зависеть только от объемов закупки. Пока же порядка здесь мало, заявил министр и в подтверждение привел такой пример: сегодня манная крупа практически одной и той же сортности в госторговле Бреста стоит 810 руб. за 1 кг, Гомеля -- 850, Гродно -- 1200, Минска -- 935, Жодино -- 1200, Слуцка -- 760 руб. Такого быть не должно! Предприятия государственной формы собственности не должны брать товар у кого-то по более высокой цене, потому что можно всякое домысливать после подобных сделок.

В определенной мере стимулировать реализацию белорусской продукции могут установление дифференцированных ставок налога на продажу отечественных и завозимых товаров, а также действия региональных органов управления торговлей и оптовым звеном в части реализации соответствующих решений правительства и Минторга. Речь идет о фактическом возрождении оптового звена, способного аккумулировать достаточную товарную массу для обеспечения розничных торговых организаций широкой номенклатурой товаров по их заказам, в первую очередь тогда, когда требуется подсортировка изделий по многочисленным признакам, а минимальные отгрузочные нормы значительно выше реальной потребности в этих товарах в конкретный период реализации (месяц, сезон и т.д.). Для активизации этой работы предусмотрено предоставление опту определенных скидок.

Напомнил министр и о том, что если в прошлые годы к тому, кто нарушил ассортиментный перечень, можно было применить лишь административные меры, то сейчас постановлением правительства от 2003-10-17г. N 1350 определены и меры экономической ответственности. За грубое нарушение правил торговли виновников будут даже лишать лицензии.

Резервом увеличения товарооборота, по мнению А.Куличкова, может быть более активная торговля товарами в кредит, широкое применение скидок, в том числе с использованием дисконтных карт.

Мировая практика показывает, что внедрение передовых форм торговли возможно только на основе формирования и дальнейшего развития крупных розничных структур и сетей, с помощью которых можно добиться выгодных партнерских отношений с поставщиками, обеспечить стабильный ассортимент товаров, рационализировать систему товародвижения. В Минске, как известно, до 2005г. должны быть возведены 5 гипермаркетов, однако в текущем году реально открытие лишь одного, что свидетельствует о низкой требовательности Мингорисполкома, хотя потребность в торговых площадях в столице огромная. Не стремятся, ссылаясь на различные причины, исполкомы и к привлечению инвестиций для создания современных торговых сетей, предлагаемых отдельными иностранными компаниями.

Статистика свидетельствует о росте авторитета на потребительском рынке индивидуальных предпринимателей: составляя лишь четверть от числа занятых в отрасли, они обеспечили в прошлом году 35,6% продаж в общем объеме товарооборота, при этом доля "розницы" возросла с 6,8% в 2002г. до 8,6% в прошлом. В качестве негатива в работе ИП министр отметил сохраняющееся значительное количество нарушения ими требований торгового и налогового законодательства. Наведению порядка, по его мнению, призваны способствовать вступающие в силу с 2004-03-24г. новые Правила торговли на рынках, которые ужесточают требования к выполнению договорных обязательств между администрацией рынка и продавцами, устанавливают для последних такие же обязанности перед покупателями, как и в розничной сети. До этого, отметил министр, управлениям торговли и Белкоопсоюзу необходимо срочно укрепить материально-техническую базу рынков, при необходимости закрыть неэффективные, реконструировать или благоустроить действующие, разработать новые схемы их расположения, согласовав все это с органами пожарного, санитарного и ветеринарного надзора, определить размеры торговых мест, обучить персонал основам законодательства в сфере торговли и защиты прав потребителей, провести другую подготовительную работу. Исполкомам как лицензирующим органам предписано тех, кто не выполняет установленные правила, привлекать к ответственности вплоть до аннулирования лицензий.

На 2004г. перед отраслью поставлены сложные задачи. Объем товарооборота, например, должен увеличиться еще на 9--10%. Достичь этого, подытожил А.Куличков, можно, надо только вместо латания дыр, как это было в прошлом году с торговыми надбавками, наладить системную работу во всех звеньях отрасли.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений