$

2.5049 руб.

2.9394 руб.

Р (100)

3.4384 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

В условиях санкционных ограничений

20.08.2021
В условиях санкционных ограничений
Фото: rawpixel.com

На этой неделе в верхних эшелонах власти активно обсуждалась тема санкций: их влияние на экономику, в т.ч. на транспортную сферу и дорожное строительство, а также поиск новых рынков сбыта продукции и альтернативных путей экспорта белорусских калийных удобрений.

 

О том, что ежемесячные потери авиаотрасли Беларуси из-за санкций оцениваются на уровне 10,3 млн USD, заместитель премьер-министра Анатолий Сивак сообщил 25 июня на совместном заседании обеих палат Национального собрания. Он тогда отметил, что правительство ставит задачу восстановить ущерб, нанесенный не только пандемией, но и ограничениями, которые ввели страны Евросоюза, Великобритания и Украина.

В связи с этим ведется работа по урегулированию сложившейся ситуации с Международной организацией гражданской авиации, подготовлены жалобы в ИКАО на неправомерность действий в отношении Беларуси.

Одновременно для увеличения числа авиаперевозок пассажиров наращивается частота рейсов в Россию, Казахстан, Азербайджан, Израиль, Грузию и другие страны.

Эта тема получила развитие 16 августа, когда вице-премьер и министр транспорта и коммуникаций докладывали Александру Лукашенко о работе транспортной отрасли, сообщает БелТА.

Если проанализировать статистику, то видно, что несмотря на введенные санкции в отношении компании «Белавиа», пассажирооборот на авиатранспорте в июне 2021 г. вырос в 5 раз по сравнению с июнем 2020 г. Количество авиапассажиров за 6 месяцев 2021 г. по сравнению с 1-ым полугодием прошлого года уменьшилось на 6,9%, но в июне этого года их было перевезено в 2,5 раза больше, чем в июне прошлого.

Экспорт транспортных услуг за 1-ое полугодие вырос на 19% в срав­нении с аналогичным периодом 2020 г. и превысил 2 млрд USD, т.е. почти половина всех услуг – транспортные. По словам министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко, по итогам года этот показатель должен составить 4 млрд USD.

На встрече зашел разговор и о необходимости реагировать на ограничения перевозок калийных удобрений через Литву.

О том, что транзит белорусских калийных удобрений предприятия «Беларуськалий» прекратится с декабря, 12.08.2021 заявил министр транспорта Литвы Марюс Скуодис. Около 10% удобрений, перевозимых через Литву, попадает в ЕС, а остальная часть – в Китай, Индию, Бразилию и другие страны.

По его словам, речь идет почти о трети грузов, которые перевозятся по литовским железным дорогам с перевалкой в порту Клайпеды. Но их поставки будут остановлены под влиянием санкций, которые США ввели против Беларуси. Если субъект хозяйствования подпадает под санкции, предприятия отказываются иметь с ним какие-либо бизнес-отношения, чтобы избежать риска.

Напомним, что Беларусь в 2020 г. отгрузила за рубеж калийных удобрений на 2,4 млрд USD, это самая высокодоходная экспортная статья страны. И терять такие средства она не намерена.

Несмотря на то что официального уведомления со стороны литовских властей не было, альтернативные пути экспорта калийных удобрений прорабатываются, сообщил Алексей Авраменко. И напомнил о подписанном в феврале соглашении с РФ. За это время через российские порты РБ перевезла порядка 1 млн тонн нефтепродуктов. Разрабатываются аналогичные схемы доставки удобрений через порты Ленинградской области и Мурманска.

Эта информация вызвала оживленное обсуждение не только в Беларуси, но и в Литве и России.

Некоторые специалисты задаются вопросом, сможет ли Москва помочь союзнику ослабить эффект санкционных ограничений, предоставив свои порты. Ведь маршрут до Усть-Луги длиннее, чем до Клайпеды, в 1,5­ ра­­за, а до Мурманска – в 3,3 раза. Возникают вопросы с размером платы за вагоны операторам и за перевалку в российских портах.

Кроме того, в РФ на данный момент портовых мощностей не хватает даже для собственной продукции, в связи с чем российские компании пользуются для экспорта удобрений портами Прибалтики.

Есть и другая точка зрения. Да, решение, которое удовлетворяло бы обе стороны, пока не просматривается. Однако время еще есть и до конца 2021 г. необходимые варианты будут найдены. Например, эксперты уверены, что Российская железная дорога даст белорусам максимальную скидку на транспортировку грузов (50%).

Александр Лукашенко одобрил подходы Минтранса к изменениям в отрасли автомобильных перевозок пассажиров. Министерство ранее подготовило проект указа, предусматривающий введение регистрационных карт транспортного средства, карты допуска водителя, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси. Это, по мнению разработчиков документа, позволит упорядочить работу в данном секторе и обеспечить безопасность перевозок. Аналогичные подходы применяет РФ.

Позже Алексей Авраменко рассказал о новых направлениях работы «Белавиа». В числе актуальных назван Катар. Министерство также заинтересовано восстановить сократившиеся в связи с пандемией COVID-19 рейсы в Санкт-Петербург и Москву. Важно поэтапное наращивание рейсов в страны дальней дуги.

В стадии проектирования находится строительство железной дороги к Национальному аэропорту. В первую очередь это дополнительный путь, который будет проектироваться к основному. Он не только решит вопрос пуска электрички в аэропорт, но и увеличит пропускную способность минского железнодорожного узла. Параллельно прорабатываются источники финансирования.

Отметим, что на всех уровнях много говорится о необходимости ремонта местных дорог. За пятилетку запланировано привести в надлежащее состояние около 7 тыс. км, что, конечно же, мало, но есть проблемы с финансированием. Совместно с Минфином проработан вопрос о привлечении почти 30 млн руб. бюджетных средств.

К концу текущего года будут сданы два участка общереспубликанских трасс. Имеется в виду завершение реконструкции дороги Р53 до Смолевичей, дороги Р23 Минск – Микашевичи (на участке от Слуцка до Солигорска). Министерство ищет также источники финансирования для других проектов, по которым ранее были подписаны соответствующие кредитные соглашения с европейскими банками. Речь идет об ориентировочной сумме в 500 млн USD.

Мы видим, что в нынешних условиях БелЖД делает ставку на оптимизацию расходов. Изменяются маршруты следования, периодичность курсирования, расписание, а также отменяется ряд поездов региональных линий экономкласса с целью приведения в соответствие с фактическим спросом на перевозки. С 13 августа увеличены тарифы на перевозку пассажиров поездами межрегиональных, региональных и городских линий.

И еще одна проблема, о которой вновь напомнили 17 августа в ходе совещания главы государства с руководством Совмина. Беларусь и Россия практически полностью согласовали пакет интеграционных документов, сообщил первый вице-премьер Николай Снопков. В процессе переговоров выяснилось, что российскую сторону в первую очередь интересуют вопросы налогового и таможенного регулирования, т.е. прозрачности, прослеживаемости товаров на их территории, белорусскую – условия сотрудничества в энергетике и доступ на российский рынок.

Таким образом, Минск по-прежнему настаивает на равных ценах на энергоносители и одинаковых условиях для всех субъектов хозяйствования, что означает в т.ч. снятие барьеров для доступа белорусской мясной, молочной, машиностроительной продукции на рынки России.

 

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное