$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Власти вдвое снизят нижнюю планку штрафов за нарушение порядка представления статотчетности

12.04.2016

Такая норма заложена в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной статистики» (далее – Проект), недавно принятого Палатой представителей в первом чтении.

Проектом предусматривается корректировка действующего Закона от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике», который излагается в новой редакции, а также еще 13 законов, затрагивающих отдельные вопросы госстатистики, и четырех кодексов.

В КоАП вносятся изменения, предусматривающие снижение в два раза размеров нижней границы штрафных санкций за нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности.

Напомним, что представители бизнес-союзов последние годы называют эти штрафы непомерно высокими и не пропорциональными размеру заработной платы должностных и иных уполномоченных лиц, ответственных за составление отчетности. Наказание не соответствует нанесенному вреду, поскольку выявляемые в ходе проверок ошибки в целом не оказывают существенного влияния либо вообще никак не сказываются на достоверности и объективности официальной статистической информации.

Действующей ст. 23.18. КоАП за представление должностным и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статотчетности, ее несвоевременное представление или непредставление органам госстатистики, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотрено наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин (БВ), за те же нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – штрафа в размере от 100 до 200 БВ.

Представление должностным и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статотчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статотчетности, ее несвоевременное представление или непредставление госорганам (организациям), за исключением органов госстатистики, осуществляющим ведение госстатистики по вопросам, входящим в их компетенцию, грозит штрафом в размере от 20 до 80 БВ, аналогичные деяния, совершенные повторно, – штрафом в размере от 80 до 150 БВ.

И хотя на практике суды в 93,5% случаев присуждают минимальный размер штрафа в 20 БВ, его сумма сегодня составляет 4,2 млн. Br.

Как видим, правительство наконец-то услышало призывы бизнес-сообщества и признало наличие проблемы. В законопроекте предусматривается нижние ставки штрафов по перечисленным позициям установить в следующих размерах: 10 БВ (вместо 20 БВ), 40 (вместо 80 БВ) и 50 (вместо 100 БВ). Правда, и в этом варианте штрафы остаются достаточно высокими.

Что же касается внесения поправок в другие законы, то самая значительная корректировка ожидает Закон «О государственной статистике». Как объяснила на сессии председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, при подготовке законопроекта учитывались передовой опыт национальных статистических служб других государств, в т.ч. ЕАЭС, а также рекомендации группы международных экспертов-статистиков по результатам проведения Адаптированной глобальной оценки национальной статистической системы Республики Беларусь.

Закон предлагается дополнить терминами административные данные, представляющие собой сведения из регистров, реестров, баз банков данных, ведение которых осуществляют другие госорганы и иные организации, и перепись — специальное государственное статистическое наблюдение, при проведении которого осуществляется сбор первичных статистических данных на определенную дату. Различают переписи населения, жилищного фонда, промышленности, сельскохозяйственные, торговые и др. Они могут быть сплошными, выборочными или сочетать принципы обоих методов. Устанавливается возможность использования административных данных для формирования официальной статистической информации.

Планируется, что состав Межведомственного совета по государственной статистике и Положение о нем будут утверждаться Белстатом – это позволит повысить оперативность и качество решения отдельных вопросов ведения госстатистики, подчеркнула И.Медведева.

Задачи, права и обязанности органов государственной статистики приводятся в соответствие с Указом от 29.01.2014 № 53, которым Положение о Национальном статистическом комитете изложено в новой редакции. Закон дополняется статьей, определяющей права и обязанности пользователей официальной статистической информации.

Проект призван снизить отчетную нагрузку на респондентов, поднять уровень доступности к официальной статистической информации. Предусматривается возможность сбора первичных статистических данных в виде электронного документа и обеспечивается соблюдение их конфиденциальности, сообщила председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина.

Понятно, что и ИП, и юридических лиц интересует статья, определяющая обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных. Распространение последних допускается лишь при наличии письменного согласия респондента. Но в обезличенном виде, не позволяющем идентифицировать источник информации, они могут предоставляться для научных исследований. Не требуется письменное согласие и в тех случаях, когда речь идет о праве госорганов получать первичные статданные в отношении подчиненных (входящих в их состав) организаций, а также организаций, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в госсобственности и переданы им в управление. Смогут беспрепятственно получать от органов государственной статистики и уполномоченных госорганизаций первичные статистические данные юридических лиц контролирующие (надзорные) органы.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА