Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Владимир ЗДАНОВИЧ, заместитель председателя комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке научно-техническому прогрессу:

Какой школа станет завтра?

Какой школа станет завтра?

Уверен, что школьная реформа не вызвала бы столько негативных отзывов, если бы она осуществлялось в соответствии с предварительно разработанным и принятым законом "Об общем среднем образовании". К сожалению, до сих пор такой закон не внесен в Палату представителей, а различные акты, постановления, инструкции, письма и приказы не обеспечивают должной правовой защиты ни детей, ни их родителей, ни самой школы.

ЗАКОН "Об общем среднем образовании" необходим, он должен стать документом, значительно расширяющим и конкретизирующим нормы и положения базового закона "Об образовании".

Какие основные моменты должны найти отражение в этом документе? Несомненно, надо ограничить перечень видов учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования. В советское время были общеобразовательные школы и общеобразовательные учебные заведения (школы-интернаты, спецшколы). Затем появились гимназии и лицеи. В базовом законе упоминается детсад-школа. Сейчас возникают школа-колледж, гимназия-колледж, гимназия-колледж искусств. Может пора остановить перечень, иначе скоро дойдем до абсурда: у нас появятся школа-университет, гимназия-академия?

А ведь за каждым новым названием кроется расход финансовых средств на специфические программы, учебники, штатное расписание, материально-техническую базу. Кроме того -- неизбежно ухудшение управляемости системой, да и буквально на глазах возникают условия для дальнейшего расслоения общества.

Взвешенного подхода требуют осуществление приема, ограничение возраста детей при приеме в школу, определение продолжительности учебного года, учебной недели и всего времени обучения. Думаю, в школу необходимо принимать всех детей, изъявивших желание в ней учиться, независимо от места их проживания. Прием детей начинать с 6 лет и более позднего возраста и ни в коем случае не соглашаться на более раннее начало учебы. Будем осторожны. Педагогам известно, что в трехлетнем возрасте у детей иногда проявляются особенности вундеркиндов. Они запоминают и пересказывают огромные тексты, особенно в стихотворной форме. Через полгода это проходит. Приняв такого ребенка в школу, мы можем разрушить его психику и физическое здоровье.

Нам известно, что Министерство образования планирует продлить учебу в школе по 26 июня. Скажу честно, не хочется войти в историю разрушителями детского летнего отдыха и отпуска учителя и создать проблемы директору в организации ремонта школ. Вызывает сомнение целесообразность введения пятидневной учебной недели во всех учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, в том числе гимназиях и лицеях. Кроме того, мы можем вступить в противоречие с ч.2 ст.12 Закона "Об образовании", где начало, окончание учебного года и продолжительность каникул регламентируются самим учреждением образования на основе разработанных им учебных планов, учебных программ и программ воспитания. Пока в школах в начале июня наблюдается полный сумбур -- одновременно идут занятия, консультации к выпускным экзаменам, сами экзамены, работают оздоровительные лагеря для детей начальных классов. А ведь учитель-предметник работает в нескольких классах одновременно и ему приходится буквально "разрываться" между ними.

Вопрос организации учебы детей -- один из самых важных. Наша комиссия будет настаивать на снижении наполняемости классов до 20 учеников. Постараемся закрепить в законе норму, запрещающую наличие в начальной школе класса-комплекта из детей, относящихся к 4-м различным классам, так как о качестве обучения и воспитания таких детей можно будет говорить лишь очень условно.

Учебные планы и программы должны устанавливать не только максимально допустимую нагрузку, но и минимальную, обязательную. Рациональным было бы закрепить законодательно меньшую нагрузку и на учителя при сохранении уровня оплаты его труда.

Мы не полностью поддерживаем предлагаемую идею разрешения на обучение в семье и создания возможности получения в ней общего начального, общего базового и общего среднего образования при наличии соответствующих условий. Покажите такую семью, где созданы условия для получения среднего образования, полноценного овладения ребёнком программой по всем школьным предметам? Может стоит на этой ступени ограничиться лишь несколькими предметами?

Желательно более подробно раскрыть вопросы экстерната и возникшей новой формы заочного обучения -- дистанционной.

Требует проработки проблема награждения выпускников золотыми, серебряными медалями и выдача им похвальных листов. Есть различные мнения -- от полной их отмены до введения медалей за особые успехи в изучении отдельных предметов. Депутаты считают, что медали нужно сохранить, но относиться к ним следует как к памяти о хорошей учебе и примерном поведении в школе, а не как к последующей привилегии при поступлении в вуз. Назрела необходимость отражения централизованного тестирования как формы выпускного экзамена и регламентации вопросов освобождения от выпускных экзаменов.

В законе достойное место должна занять воспитательная работа с детьми школьного возраста. Хотя это очень сложно, но нам следует предусмотреть в нем такие правовые нормы, которые позволят от формального, "бумажного" воспитания перейти к действительно эффективному и реально осуществимому на практике.

Должны найти свое место в законе также полноценное питание детей, забота о здоровье школьников. Сейчас от платы за питание в группах продлённого дня освобождаются дети из малообеспеченных семей (до 25% от общего состава групп, из них до 10% полностью и до 15% -- на половину стоимости питания). Положение распространяется и на детей с особенностями психо-физического развития. Возникает вопрос: если группа составлена из детей, выходцев из малообеспеченных семей, то как будем делить?..

Есть и больные вопросы, связанные с новациями последнего времени. Первый -- зарабатывание школой денег. Считаем, что в законе должно быть четкое указание на недопустимость доведения школам каких бы то ни было норм, цифр и планов. Есть возможность заработать деньги -- препятствий не должно быть, нет возможности -- давить школу не следует. Второй -- реорганизация и закрытие школ. Они должны проводиться очень осторожно, при минимальном высвобождении учителей и только после приобретения органами исполнительной и распорядительной власти транспортных средств для подвоза учеников.

В проекте по сравнению с базовым законом необходимо четко регламентировать права и обязанности учителей, учеников, законных представителей детей. Пока не ясно, кого вообще у нас относят к педагогическим работникам. Уже сейчас есть правовая коллизия, когда школьные аккомпаниаторы, тренеры не являются педагогическими работниками, им не засчитывается педагогический стаж, хотя они работают с детьми.

В любом случае, у нас есть уникальная возможность насытить проект закона о школе как можно большим количеством норм, необходимых учителю, ученику, родителю. Работа над проектом закона "Об общем среднем образовании" уже началась, готов его черновой вариант. Но потрудиться над законом предстоит еще очень серьезно. Мы надеемся, что общими усилиями Министерства образования, руководителей системы образования других звеньев, педагогов, профсоюзов, депутатов, нам удастся разработать документ, за который впоследствии мы услышим слова благодарности от всех, кому не безразлична судьба наших детей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений