Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Отрасли и рынки
26.04.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Владимир ЮФА, вице-президент Белорусской ассоциации "Белпиво":"Если сегодня российская товарная экспансия будет бесконтрольной, то наша отрасль просто остановится!"

Только 4 белорусских пивоваренных завода из 16 в прошлом году не снизили объемов выпуска пива. Как констатируют сами пивовары, за последние два года оказалась утраченной пятая часть производственного потенциала отрасли, которая еще недавно могла варить суммарно 35 млн.дал пива в год. Рентабельность национального пивоварения снизилась до 2%. Экспорт стал убыточным. Что объясняется не только большими производственными издержками, но и особенностями государственной налоговой политики. Лишь с прошлого года на продукцию пивзаводов временно отменено государственное регулирование цен. В поисках источников развития большинство изготовителей пива почему-то идут сегодня по пути наименьшего сопротивления -- "спешат акционироваться и сдаться на милость иностранного инвестора, -- отмечает Владимир ЮФА, генеральный директор ОАО "Лидское пиво", вице-президент Белорусской ассоциации "Белпиво".

Только 4 белорусских пивоваренных завода из 16 в прошлом году не снизили объемов выпуска пива. Как констатируют сами пивовары, за последние два года оказалась утраченной пятая часть производственного потенциала отрасли, которая еще недавно могла варить суммарно 35 млн.дал пива в год. Рентабельность национального пивоварения снизилась до 2%. Экспорт стал убыточным. Что объясняется не только большими производственными издержками, но и особенностями государственной налоговой политики. Лишь с прошлого года на продукцию пивзаводов временно отменено государственное регулирование цен.

В поисках источников развития большинство изготовителей пива почему-то идут сегодня по пути наименьшего сопротивления -- "спешат акционироваться и сдаться на милость иностранного инвестора, -- отмечает Владимир ЮФА, генеральный директор ОАО "Лидское пиво", вице-президент Белорусской ассоциации "Белпиво".

-- Я за то, чтобы инвестиции в Беларусь шли, стране без инвестиций сегодня очень тяжело. Поэтому, пусть приходят "Балтика", "Очаково" -- кто угодно, но пусть эти деловые партнеры здесь, у нас, строят заводы, инвестируют в создание сырьевых зон, производят пиво и продают готовый продукт хоть на местном рынке, хоть вывозят... Пока же наблюдаем агрессивную беспорядочную товарную экспансию: к тем объемам, что могут произвести отечественные заводы (27 млн.декалитров), иностранные компании ввезли столько же (преимущественно, нелегально) и не приходится удивляться проблемам с реализацией, которые придавили национальных изготовителей. Пройдите по магазинам, киоскам, барам, кафе и посмотрите, что творится -- повсюду российское пиво. Можно предполагать, что значительная его часть продается в обход уплаты налогов! Аналогично стимулировать розницу отечественные изготовители себе позволить не могут... Это два разных вопроса: привлечение инвестиций и нелегальный ввоз пива. Вот если бы поставщиков-нелегалов "тормознули", мы бы купили новый варочный цех, который стоит около миллиона долларов -- это были бы инвестиции из собственных средств.

-- А может быть, беды наших пивоваров в большей мере объясняются невостребованностью отечественного пива из-за ухудшения его качественных характеристик?

-- Белорусские пивовары не хуже российских или других -- мы знаем, как варить и продавать пиво. Другое дело, что у нас зачастую нет элементарного для нормальной работы: нет качественного отечественного сырья -- ячменя, солода, технологического оборудования. Решать этот вопрос, по мнению руководства концерна "Белгоспищепром" и Мнисельхозпрода, предприятия должны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АВАНСИРОВАНИЕМ колхозов -- мерой с крайне низкой результативностью. Импорт сырья считается непатриотичным. Между тем, заграничный солод оказывается дешевле даже после растаможки и уплаты НДС...

Наш завод пытается приобретать солод в Чехии, исходя из того, что устоять в конкуренции с "Балтикой" и другими именитыми компаниями можно лишь предлагая продукт более высокого качества. У "Балтики" есть возможность работать на немецком, датском, другом сырье, используя простейшую тактику: больше объемы -- меньше издержки. Финансовая мощь крупных компаний позволяет им значительно дотировать потребителей, демпинговать на рынке. К примеру, усредненная цена бутылки пива на сопредельных рынках -- 50 центов, сравните -- наше пиво стоит в среднем 25 центов. Конкуренты, сбивая цены, иногда продают еще дешевле, с учетом такого фактора, как нелегальный ввоз, при котором поставщик уклоняется от уплаты налогов и несет лишь издержки по "стимулированию" торговли. Не приходится удивляться тому, что сегодня в мелкой рознице российское пиво дешевле белорусского...

Главный вопрос конкуренции с крупными российскими компаниями лежит в плоскости установления особого режима, который, как правило, они себе оговаривают на начальном этапе товарной экспансии или реализации инвестиционных проектов.

-- Вы производите впечатление типичного "красного" директора, который лелеет идею: пошлинами оградить внутренний рынок и создать тепличный эффект для не всегда эффективных национальных производств...

-- Я не политик, а производственник и для меня очевидно, что если сегодня российская товарная экспансия будет бесконтрольной, то наша отрасль просто остановится. Считайте сами: 23,5 млн.дал пива страна потребляет (в год), а вырабатывает 27 млн.дал. При таком соотношении, логичным было бы ограничить ввоз квотой на 5 млн.дал пива. И все на этом, пусть платят. Однако органы госуправления сегодня против квотирования. Их аргумент -- при движении к объединению в одно государство, при наличии общего таможенного пространства вводить квотирование нецелесообразно.

В этих условиях должен быть особый подход к каждому отдельно взятому предприятию пивной отрасли. Я предлагаю пересмотреть использование такого механизма, как налог с продаж. На белорусское пиво торговля платит этот налог в размере 5%. На пиво других изготовителей ставка налога с продаж должна быть в несколько раз выше. Однако при процветании нелегального ввоза и эта мера не способна защитить отечественных изготовителей.

Налоговый контроль следует ужесточить над импортерами, а не над национальными изготовителями. Что такое пивной бизнес для нашей страны? Это 3% доходной части республиканского бюджета -- гораздо больше налоговики собирают в казну штрафами. Для сравнения: в российском бюджете доходы от реализации пива на третьем месте после нефти и газа, даже водочные доходы опередили, и это правильно.

-- Действующее налогообложение не позволяет предприятию самостоятельно накапливать прибыль, необходимую для развития, поэтому тех, кто сегодня на плаву, спасают прежде всего управленческие инновации...

-- У меня давно зреет одна идея. Почему мы, акционеры, не можем вкладывать свои личные деньги (временно свободные) в реконструкцию, модернизацию завода, с тем расчетом, чтобы потом на вложенные деньги получить процент на уровне банковского? Например, акционеры вносят свои свободные деньги в кассу завода (на депозит?), которые далее целевым назначением направляются только на развитие производства, при этом банковские ресурсы не используются, а мы экономим на процентах. Банк платит процент клиентам, а мы могли бы -- своим рабочим. Затраты при этом хорошо бы относить на себестоимость. В наших банках деньги все-таки частично "съедаются" инфляцией, а у меня они бы живо воспроизвелись! Нам бы получить возможность вносить деньги в кассу своего завода под каким-то узаконенным "соусом". Этот механизм мы излагали в Минфине, которое посоветовало обратиться в Нацбанк. Но ведь он -- лицо заинтересованное и поэтому вряд ли позволит развить нашу идею...

-- Вы говорили о том, что сегодня находитесь в разных "весовых" категориях с крупными компаниями, у которых всегда есть резерв, позволяющий дотировать покупателя, стимулировать торговлю... Если бы за ОАО "Лидское пиво" стоял мощный иностранный инвестор, расстановка сил на рынке и ваши возможности были бы сопоставимы... Почему вы не приняли ни одного из инвестиционных предложений, сделанных в адрес ОАО "Лидское пиво"?

-- Вполне могло удастся сотрудничество "Лидского пива" с "Пивоварнями Ивана Таранова". Мы склонялись к положительному решению вопроса, но россияне вдруг передумали... Все деловые предложения последних лет содержат основное условие -- одномоментное приобретение контрольного пакета акций... А я не хочу потерять самостоятельность предприятия. К слову, опыт взаимоотношений "Балтики" и "Криницы" навел наблюдательный совет "Лидского пива" на мысли о самостоятельном решении проблем модернизации.

-- Вот уже год, как цена на пиво свободная. Вы можете похвастаться первыми успехами в проведении самостоятельной ценовой политики?

-- Можете крупными буквами в заголовок вынести -- ценовая политика у нас запрещена! Ее определяют чиновники, хотя должен бы -- покупатель. Цену ведь освободили временно -- до апреля, с целью изучить эффект. Чтобы в апреле снова не попасть под ценовой прессинг, мы выпускаем новые виды продукции. У нас "работают" 16 "танков", это позволяет быстро изготовить любой сорт пива. В то время как у коллег в подвале пиво зреет 30 суток, у нас -- от 11 до 14 суток, и качество готового продукта получается выше....Еще бы торговля своевременно рассчитывалась. По нашим неофициальным расследованиям, за импортное пиво торговля рассчитывается в редком случае месяц, а с отечественными заводами расчеты затягиваются до 3 месяцев. Пока выгоднее реализация иностранного пива, мы теряем отечественного изготовителя.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений