Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Владимир КУЩИЕНКО: "Чтобы гостиницы было выгоднее строить, чем заводы"

С открытием железного занавеса белорусы рванули за рубеж: человека всегда притягивали тайны невиданных стран и континентов, дела большого и малого бизнеса...
С открытием железного занавеса белорусы рванули за рубеж: человека всегда притягивали тайны невиданных стран и континентов, дела большого и малого бизнеса. У рынка нет границ, а у статистики -- критериев раздела въезжающих и выезжающих на туристов и тех, кто приезжает по делам бизнеса. Скажем, приехал человек на симпозиум, а заодно побывал в Дудутках, Несвиже, Мирском замке -- так турист он или не турист?.. Так или иначе, по сведениям Минстата, белорусских туристов, выезжающих за рубеж, в 28 раз больше, чем въезжающих, иностранных. За первую половину 2002г. республику посетили около 24,5 тыс. иностранных туристов, а из страны за это время выехали около 700 тыс. Почему такая большая разница? Есть ли "свет в конце тоннеля" у белорусского туризма? С этими вопросами мы обратились к начальнику управления туризма Министерства спорта и туризма Владимиру КУЩИЕНКО.

-- Главная причина превышения выезда в том, что у нас нет теплого моря. К тому же не всех, кто выезжал, можно назвать туристами. В 2001 году более чем из 1 млн. 300 тыс. пересекавших границу белорусских граждан 1 млн. 200 тыс. побывали в Польше. Большинство переходили границу по 2--3 раза на дню: возили в Польшу водку, сигареты -- какие же они туристы? Въехало же 61,5 тыс. -- столько иностранцев было обслужено турфирмами. Мы рассчитываем увеличить их количество. Однако решение проблемы -- дело не одного дня и не одного ведомства.

Местоположение Беларуси предполагает развитие в первую очередь транзитного туризма. Мы знаем, что Россия, в частности Москва и Санкт-Петербург, активно строят гостиницы -- там ждут иностранного туриста. К примеру, в центре Москвы сносят здание гостиницы "Интурист". На его месте появится 22-этажный отель. Нужно сказать, что это не самая ветхая в Москве гостиница. Здание строилось по особым меркам: что можно интуристовской гостинице -- нельзя было профсоюзным. Но прогрессивные ранее требования устаревают. Это подтверждает и опыт Литвы. Литовцы в 2001г. ввели 8 трех-четырехзвездочных гостиниц. В 2002г. появится еще 8. На очереди двухзвездочные -- не все туристы способны "потянуть" на пять.

-- Выходит, основная проблема белорусского въездного туризма -- гостиницы?

-- Одна из главных. При приеме иностранца 80--70% затрат идет на гостиницу. Столице страны нужно иметь хотя бы один пятизвездочный отель. Пока же иностранцы размещаются в номерах с евроремонтом. Однако он не дает стандарта, к которому привык европейский турист. Гостиница изначально должна строиться с учетом требований европейского сервиса.

Первой пятизвездочной гостиницей должна стать "Свислочь", которую реставрирует СП "Минск-Принцесс-отель". Как заметили минчане, строители сохранили только фасад прежнего здания. До отеля в 4 звезды турецкие строители доводят гостиничный комплекс большой вместимости "Минск". Еще одна гостиница появится в строящемся возле Минского завода холодильников Центре коммерческих связей. Такова ближайшая перспектива.

А пока при приеме постояльцев действуют три тарифа: для белорусов, гостей из дальнего и ближнего зарубежья. Это неправильно. Хочешь жить в пятизвездочном -- живи, но плати по полной, независимо от того, белорус ты или африканец. На западе не тебя выбирают и оценивают, а выбираешь ты. Нужно идти путем сертификации услуг, чтобы гости были определенного класса, а класс давил на цену, которая не должна выходить за определенные рамки. Более того, мы должны пойти на откровенный демпинг, чтобы решая, какую часть Беловежской пущи выбрать для экскурсии -- польскую или белорусскую, турист предпочитал Беларусь. Пока мы забываем, что у туриста кроме денег есть право выбора.

Наши отели продолжают жить на ценах одного-двух этажей. Цена гостиничного номера должна быть адекватной стоимости города и имиджу страны в целом. Останавливаясь в Германии, мы платим не только за номер, но и за развлечения и услуги, безопасность, наличие товаров в магазинах. У нас же хотят европейские цены привязать к гостинице, расположенной хоть и в столице но все-таки не самой цивилизованной страны Европы. Да, на рынке может быть оценено любое предложение. К примеру, если есть на Комаровском рынке подпорченный помидор -- его тоже купят -- для борща. Но он должен стоить как подпорченный, а не как первоклассный.

-- Вы очень строги. Наш город достаточно красив. Туроператоры из Клайпеды называют Минск своим литовским клиентам не иначе как город, похожий на Вашингтон: вечерами он особенно хорош.

-- Согласен. Но пока имидж нашей страны зарубежными средствами массовой информации в целом формируется не в нашу пользу. Чтобы изменить ситуацию, мы издаем рекламные иллюстрированные материалы, которые расскажут Западу, что в Минске живут нормальные, улыбчивые люди и одеты они не хуже, чем они, что в нашем городе можно гулять и ночью.

-- Какие шаги, на ваш взгляд, нужно предпринять прежде всего, чтобы туризм сделать перспективной отраслью экономики?

-- Чтобы в страну поехал интурист, нужно, чтобы чиновники стали мыслить по государственному, умели разглядеть прежде всего интересы государства, а лишь потом -- интересы своего ведомства. К примеру, нет ничего плохого в том, что МИД увеличивает размеры консульских сборов, зарабатывая на содержание за рубежом своих диппредставительств. Вроде бы, неплохо и то, что сборы Министерства транспорта и коммуникаций за прошлый год составили 9 млрд. руб. Они пойдут на совершенствование дорожного покрытия, разметку... Хорошо и то, что граница на замке: там постоянно что-то выявляют. Вот так все по отдельности работают хорошо: соблюдаются интересы МИДа, транспортников, Таможенного комитета. А государственного интереса во всем этом -- нет. И страдает от этого турист.

Госкомитет по авиации также недорабатывает. Взять, к примеру, авиацию. Российская, откровенно демпингуя, привлекает туристов чартерными услугами, на 100--150 USD более дешевыми, чем та же "Белавиа". Белорусские авиалинии должны предложить туристам нечто такое, что компенсировало бы преимущества, которые предлагают туристам россияне. Так же, по-государственному, может подойти и железная дорога. Все, кто едет в сторону Симферополя, Варны, Бургоса, это -- туристы, которые по пути следования оставляют деньги, равно как и перемещающиеся по автострадам в туристических автобусах.

Пока же отношение отдельных ведомств к самоокупаемости лишает нас притока иностранных путешественников. Турист -- это не всегда богатый человек, но умный. Он предпочтет поехать в ту страну, где ниже консульский сбор за въезд. Или же туда, где сбор не берут вообще. Туризм -- это как приглашение в гости. Я вас пригласил, вы дали согласие, а у меня калитка закрыта -- ожидание по 8 часов на границе равносильно закрытой калитке. Не грех помнить о том, что один турист дает работу девятерым: его нужно привезти, накормить, уложить спать, постирать за ним белье и т.д. А еще иностранному туристу при въезде в Беларусь не нужно выписывать второй страховой полис, потому что все иностранцы с детства застрахованы. Для этого следует наладить отношения с зарубежными страховыми компаниями.

-- Все это внешние проблемы, не зависящие от деятельности туристических фирм. Есть ли, на ваш взгляд, стимулы, способные поднять на более высокий уровень их деятельность по привлечению туристов из-за рубежа?

-- Есть страны, поступающие однозначно. К примеру, Китай, для того чтобы стимулировать въезд, для своих турфирм ввел 50-процентную квоту: к примеру, если хочешь отправить в Турцию 100 китайцев -- прими 200 турок. Мы не пойдем таким путем: есть другие методы. К примеру, с доходов туркомпании, привлекающих клиентов из-за рубежа, можно не снимать НДС.

Да, пока выездной туризм для турфирм -- дело более выгодное: если фирма отправляет клиентов, например, в Турцию, турецкий партнер дает проспекты, буклеты -- только отправляй. За белорусской стороной -- заказ билетов и посадка в самолет. Больше никаких хлопот. А вот принять у себя турок -- дело хлопотное. Нужно выйти на тамошний рынок: ехать на выставку, печатать буклеты на турецком, английском языках, выбирать маршруты, а главное -- решить вопрос со ставками арендной платы, соизмерить свои затраты с тем, сколько же людей к нам приедет и что им здесь будет интересно.

Хотя государство не может выделить больших средств на развитие инфраструктуры туризма, но если оно предоставит преференции в туризме, казне они будут возвращены сполна. Такая надежда есть. Сейчас идет согласование проекта декрета "О государственной поддержке туризма", где заложены налоговые льготы и преференции. Их следует предоставить тем, кто будет развивать соответствующую инфраструктуру. Для этого нужно сделать так, чтобы гостиницы строить было выгоднее, чем заводы.

-- Что вы думаете о желании профсоюзов заняться регулированием рынка туруслуг, о чем заявил председатель ФПБ Леонид Козик?

-- Министерство спорта и туризма координирует сферу туризма: есть регламент, есть государственные интересы. Не следует ломать действующую схему. Нам нужно сотрудничать, использовать мощь и влияние, материальную базу профсоюзов, где можно разрабатывать любые модели туристических продуктов. Важно, что профсоюзы -- участники Генерального трехстороннего тарифного соглашения. Объединение даст нам многое в поисках новых подходов в туристическом бизнесе, поможет восстановить туристско-спортивную, туристстско-оздоровительную работу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений