$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВКЛЮЧАТЬ И ИСКЛЮЧАТЬ©

17.06.2014

базы, расходы и резервы

В Министерстве по налогам и сборам в рамках консультативного совета продолжается обсуждение предложений по совершенствованию отечественного налогового законодательства.

В состав консультативного совета при МНС входят парламентарии, представители органов госуправления, предприятий реального сектора экономики, бизнес-структур, общественных объединений. При этом важно, что члены совета достигли консенсуса в том, что сегодня налоговой системе страны не нужны глобальные «прожекты» и существенные изменения. Основная задача видится во внесении «точечных», отвечающих интересам налогоплательщиков и государственного бюджета корректив, способствующих лучшему пониманию и применению норм налогового законодательства.

В ходе заседаний совета в апреле–июне рассмотрены актуальные вопросы практически по всем аспектам налогообложения: формирование налоговой базы, методология исчисления и порядок уплаты налогов, налоговое администрирование в целом.

Так, по земельному налогу обсуждалось предложение о непризнании объектами налогообложения земельных участков (их частей), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, которые строятся собственными силами без привлечения сторонней строительной организации. В целях обеспечения одинакового порядка исчисления земельного налога и налога на недвижимость при аналогичных обстоятельствах предлагается внести в п. 5 ст. 196 Налогового кодекса (НК) дополнения, согласно которым по земельным участкам, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации, земельный налог будет исчисляться без повышающего коэффициента 2.

Для некоторых организаций весьма обременительной является невозможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму убытка от реализации имущества, средства от реализации которого распределяются в порядке, установленном законодательством. Напомним, что порядок распределения денежных средств, полученных от отчуждения на возмездной основе имущества, находящегося в государственной собственности, установлен Указом Президента от 4.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» и принятых на его основе решений местных Советов депутатов. При этом согласно действующей редакции подп. 4-1.2 ст. 126 НК не является объектом обложения налогом на прибыль только прибыль от отчуждения находящегося в госсобственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат распределению в установленном законодательством порядке. Однако в результате отчуждения имущества, названного в указанном подпункте, может образовываться не только прибыль, но и убыток. Но прямой нормы о том, что убыток, образующийся при отчуждении данного имущества, не учитывается при расчете налогооблагаемой прибыли, в НК нет.

В этой связи предлагается дополнить НК нормой о том, что операции по отчуждению находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат распределению в установленном законодательством порядке, не образуют объект обложения налогом на прибыль;

Также на совете обсуждалось предложение об исключении ограничений по включению в состав затрат для целей налогообложения расходов по оплате дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, которые могут предоставляться нанимателем по коллективному, трудовому договорам.

При этом в ст.ст. 158 «Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день», 159 «Дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы», 160 «Дополнительные поощрительные отпуска» Трудового кодекса (ТК) нет указания на то, что такие отпуска оплачиваются за счет собственных средств организации. Поэтому предложено расходы по их оплате в полном объеме включать в состав затрат для целей налогообложения.

Согласно ст. 131 НК не учитываются при налогообложении выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, которые могут предоставляться по коллективному, трудовому договору нанимателем.

Поскольку НК не содержит отсылочной нормы к ТК, отсутствие в ТК указания на то, что расходы по оплате перечисленных отпусков производятся за счет средств нанимателя, не является основанием для учета таких расходов при налогообложении. Вместе с тем отнесение отпуска за ненормируемый рабочий день к социальным льготам представляется некорректным. С учетом дополнительного изучения данного вопроса было принято решение о целесообразности отнесения таких расходов на затраты, т.е. необходимо будет внести соответствующие коррективы в НК.

Не нашли пока решения члены совета по проблеме резервов. Напомним, что согласно подп. 2.5 ст. 130 НК отдельные виды затрат могут отражаться путем создания в установленном порядке резервов предстоящих расходов. При этом расходы, произведенные за счет средств таких резервов, созданных плательщиком в установленном порядке, при налогообложении не учитываются (подп. 1.19 ст.131 НК). Однако при использовании этих норм возникают затруднения. В налоговом законодательстве не закреплен ни перечень резервов предстоящих расходов, ни порядок их использования. Правда, в п. 75 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, указано, что на сч. 96 «Резервы предстоящих платежей» отражаются суммы предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование и обеспечение), суммы предстоящих платежей по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резервы по затратам на реструктуризацию, по обременительным договорам, по выводу основных средств из эксплуатации и аналогичным обязательствам, прочие резервы, установленные законодательством и учетной политикой организации. Но список этот открытый, а методики формирования резервов нет и здесь. Не вносит ясности и давно устаревшая Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2005 № 168. По сути, создавая резервы, бухгалтеры руководствуются в оценках только своим суждением, не имея возможности опереться на однозначные нормы законодательства. Это позволяет в определенной мере манипулировать расходами и прибылью, в т.ч. при налогообложении. Поэтому на совете было предложено при расчете налога на прибыль учитывать фактически понесенные документально подтвержденные затраты, в т. ч. произведенные за счет созданных плательщиком резервов. Но тогда возможны ситуации, когда у субъектов хозяйствования могут в отдельных периодах возникнуть убытки.

Правда, по данным исследования, проведенного Ассоциацией аудиторских организаций, лишь немногие предприятия создают подобные резервы. Гораздо сложнее дело обстоит с резервами по сомнительным долгам, которые в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102, создавать обязательно, а учесть в составе внереализационных расходов в целях налогообложения с 1.01.2014 г. нельзя. К сожалению, многие бухгалтеры, менеджеры и аудиторы, как и законодатели, не видят экономического значения резервов, создание и использование которых основаны на принципах МСФО. Поэтому эта проблема, по-видимому, еще не раз будет обсуждаться в профессиональном сообществе.

Гораздо проще было бы решить вопрос с обложением подоходным налогом сумм командировочных, оплачиваемых работникам сверх установленных норм. Множество споров идет вокруг нормы части 3 подп. 1.3 ст. 163 НК, согласно которой при оплате нанимателем плательщику расходов на командировки как на территории РБ, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога расходы на командировки, выплачиваемые в порядке и размерах, установленных законодательством. Многие специалисты утверждают, что никаких доходов в случае выплаты суточных и компенсации расходов сверх норм командированные работники не получают, а потому введенные с 1.01.2014 г. требования экономически не обоснованы.

Также рассмотрен ряд проблемных ситуаций и норм налогового законодательства, связанных с исчислением НДС, налога на недвижимость, платежей в составе экологического налога. Вместе с тем не все одобренные советом наработки предложены для учета при формировании пакета изменений в налоговое законодательство на 2015 г. В любом случае неформальный, разносторонний и демократичный анализ проблем белорусского налогового законодательства является хорошей основной для принятия взвешенных предложений по его корректировке.

Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций, член консультативного совета при МНС