Витебские прокуроры занялись госзакупками
Прокуратура города на Двине провела ряд проверок соблюдения законодательства о государственных закупках госучреждениями и предприятиями, местными исполнительными и распорядительными органами.
Такая работа ведется в рамках прокурорского надзора постоянно. А сейчас электронные системы мониторинга позволяют сделать ее более масштабной и всеохватывающей.
Но слишком хитрых закупщиков и снабженцев это не останавливает. Проведенные проверки в очередной раз выявили множество вопиющих и очевидных нарушений при закупках за казенные деньги. Злоупотреблений хватает и на госпредприятиях, и в бюджетных учреждениях, и в госорганах.
Иногда информацию о проводимых тендерах (и других процедурах в рамках госзакупок) просто скрывали от «нежелательных» поставщиков, не размещали на соответствующих сайтах и в электронных системах.
Иногда пытались неуклюже манипулировать нормами действующего законодательства: имели место случаи, когда государственным учреждением в целях избежания проведения конкурентной процедуры проводилось несколько закупок из одного источника вместо одной крупной, которую надо проводить в рамках более строгих и сложных процедур.
Например, одним из госучреждений в один и тот же день проведено 3 закупки из одного источника. Приобретались большие объемы продуктов питания. Но стоимость каждой в отдельности не превышала 300 базовых величин.
То есть большой заказ, который по закону нельзя кому-то отдать вне конкурса, разбивался на несколько маленьких. И все они доставались одному поставщику.
Но при изучении документов прокурорским работникам противозаконность таких манипуляций стала сразу очевидна: один и тот же поставщик, одни и те же сроки, очевидная огромная годовая потребность в закупаемых продуктах. При этом другие госструктуры, занимающиеся той же деятельностью, как и положено, проводили электронные аукционы по аналогичным поставкам.
В каждом таком случае итог одинаков: контракты заключались не с теми, кто мог легально выиграть конкурс, предлагая лучшие цены и условия, а с фирмами, которым отдавали предпочтения конкретные должностные лица.
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 25 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции.
Как сообщила помощник прокурора г. Витебска Ольга Борисенко, по результатам проведенного анализа приняты меры реагирования, внесено 2 представления госучреждениям. По результатам рассмотрения этих представлений:
– 8 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности;
– 4 виновных должностных лица привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП.