$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Vip-напиток для масс

10.04.2009

К концу лета в продаже должно появиться виски белорусского производства, сообщил корреспонденту «ЭГ» заместитель начальника управления алкогольной, плодоовощной и крахмалопаточной промышленности концерна «Белгоспищепром» Анатолий ЕМЕЛЬЯНОВ. Государство уже утвердило соответствующую квоту в 14 тыс. дал.

По мнению А.Емельянова, плюсы здесь очевидны: проект позволит сэкономить валюту для страны, загрузить свободные мощности, создать дополнительные рабочие места и при этом насытить рынок доступным по цене напитком.

Налаживать производство с нуля белорусы не собираются. Планируется использовать опробованную схему розлива иностранного алкоголя на местных предприятиях. Виски небольшой выдержки (3-5 лет) и крепостью 40-43 градуса будет ввозиться из Шотландии на несколько предприятий республики, в т.ч. входящих в концерн «Белгоспищепром».

Для этого вполне подойдет уже имеющееся в наличии оборудование. Средства понадобятся лишь на закупку эксклюзивной тары, которую придется приобретать за рубежом или заказывать на белорусских стеклозаводах.

Отечественные специалисты рассчитывают, что сотрудничество в проекте с поставщиками позволит выпускать продукцию самого высокого уровня под известными импортными брендами, но по цене в 2-2,5 раза ниже ввозимых сегодня аналогов. Следовательно, элитный алкоголь станет доступным для наших соотечественников.

В настоящее время мы импортируем в основном бутилированные виски из Великобритании и Латвии. Представлены все сорта: солодовый (самый дорогой — цена за бутылку от 100 тыс. Br.), а также зерновой и купажированный. Можно делать выбор из таких известных марок, как Johnnie Walker, Ballantine’s, Chivas Regal и некоторых других (всего более 10).

Несмотря на организацию новых производств, а также наметившуюся тенденцию сокращения доли крепких спиртных напитков (в прошлом году сегмент упал на 38%), любители изысканного алкоголя пострадать не должны. В I полугодии 2009 г. право на ввоз напитка получили 10 компаний: РУП «Минск Кристалл», РУП «Гомельский ликеро-водочный завод», РУП «Витебский ЛВЗ», РУП «Климовичский ликеро-водочный завод», РУП «Гродненский ликеро-водочный завод «Неманофф», госпредприятие «Беларусьторг», ОАО «Брестская областная база «Бакалея», ООО «ОП НИИ ПКД», СП «ПерноРикар-Минск» и РПУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко».

Отметим, что расхожая версия о том, что виски мало чем отличается от традиционного самогона — миф. При некотором сходстве технология производства виски гораздо сложнее и намного дороже. Его делают из солода или зерновых, перегоняют минимум два раза и выдерживают в дубовых бочках не менее трех лет. Поэтому, несмотря на то, что с пшеницей и ячменем проблем у нас нет, цена приготовленного на месте виски тоже была бы немалой.

Правда, некоторые эксперты напоминают, что традиционные предпочтения по части алкоголя у нашего народа несколько иные. И именно здесь кроется наибольшая опасность для проекта. Что имеется в виду?

Сегодня на рынке крепких алкогольных напитков в стране представлены водка, коньяки, ликеры, ром, джин, текила, бренди и виски. В прошлом году только коньяка ввезли около 50 тыс. декалитров, водки и прочего высокоградусного товара — 40 тыс. декалитров (из них виски — 14,7 тыс.). При этом элитные напитки потребляет достаточно консервативная и состоятельная часть населения, которая может позволить переплатить за полюбившийся бренд. И хотя отечественный коньяк и виноградные вина, которые стоят вдвое дешевле импортных аналогов, идут нарасхват, это не гарантирует успеха продажам виски. Основная масса населения к нему не привыкла. Те немногие, кто знает толк в ячменном напитке, возможно, не захотят переходить с признанных марок на малоизвестные, пусть и более дешевые. К тому же на раскрутку новых зарубежных брендов отечественные производители вряд ли готовы тратить сотни тысяч долларов. Да и сделать это, учитывая ограничения на рекламу алкоголя, действующие в республике, несколько затруднительно.

Попытки импортозамещения на рынке крепких спиртных напитков не у всех находят одобрение. Потребители vip-алкоголя опасаются поднятия пошлин на импорт бутилированного виски (сегодня они составляют 2 EUR за 1 л) и акцизов (более 15 тыс.Br за 1 л в пересчете на чистый спирт). Скептики сомневаются в качестве ввозимого наливом шотландского «самогона» — оно, как и результат местного розлива, может оказаться хуже, чем подготовленный к розничной продаже на «исторической родине» напиток. Однако работники «Белгоспищепрома» намерены бороться за качество строгим предварительным контролем и дегустацией.

Кто окажется прав? Вывод сможем сделать уже в конце этого года. Шесть месяцев — достаточный срок для того, чтобы оценить экономическую целесообразность проекта — на трезвую голову.

Ольга ШАКАЛЬ

СПРАВКА «ЭГ»

В соответствии с постановлением Совмина от 2.12.2008 № 1842 квота на производство водки и ликеро-водочных изделий в 2009 г. составит 16,269 млн. дал и увеличится на 7,3% по сравнению с 2008 г. Коньяка можно будет выпустить до 270 тыс. дал, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии — 3,931 млн. дал, советского шампанского и других игристых вин — 1,4 млн. дал, виноградных вин — 4,010 млн. дал.