$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Видит око

29.07.2008

Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства не отвечает современным запросам экономики Беларуси. Проблема в отсутствии доступных ресурсов, длительности процедур, а также недостаточной информированности потенциальных заемщиков. Доля малых предприятий и ИП, получивших государственную поддержку в 2006-2007 гг., составила менее 0,05% от их общего количества. Между тем многие инструменты финансирования, проверенные мировой практикой, у нас в республике так и не получили распространения.

Татьяна БЫКОВА, кандидат экономических наук, главный консультант проекта

К таким выводам пришли эксперты совместного проекта Совета по развитию предпринимательства и ПРООН «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора»

В соответствии с региональными программами государственной поддержки малого предпринимательства в бюджетах областей и г. Минска предусматриваются средства на финансово-кредитную поддержку инвестиционных проектов. Она должна оказываться на возвратной и платной основе, а также через частичную компенсацию малым предприятиям и ИП процентов по кредитам и лизинговых платежей. Однако на практике такая схема обнажила множество недостатков.

Во-первых, крайне незначительны объемы ресурсов, направляемых на развитие предпринимательской деятельности (менее 0,01% расходов консолидированного бюджета). В расчете на одного субъекта малого бизнеса сумма государственной финансово-кредитной поддержки составляет в среднем 15-20 тыс. Br/год.

Во-вторых, низка доля охваченных поддержкой субъектов. Результаты опросов показали, что более половины представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании таких механизмов стимулирования.

Отметим также, что на органы государственного управления возложены несвойственные им функции финансово-кредитных учреждений. Решение об оказании поддержки принимается на заседании облисполкома и предполагает согласование с многочисленными службами (в среднем — не менее 10). От момента обращения за поддержкой до ее получения проходит в среднем 4-6 месяцев.

Но даже те предприниматели, которые знают о существовании этих источников финансирования и потенциально могли бы ими воспользоваться, вынуждены обращаться в иные учреждения, поскольку сумма поддержки, которую оказывают исполкомы, не может превышать 30 тыс. EUR.

Нет и единообразия в механизмах оказания поддержки по всей территории республики, что создает неравные условия ее получения. Так, в Гродненской области этими вопросами занимается некоммерческая организация — Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей. В других областях процедура оформляется договором с территориальным органом управления. В Минске, наряду с государственным казначейством, используется банковский механизм кредитования.

На наш взгляд, чрезмерно жестким является и контроль со стороны исполкомов за целевым использованием средств и своевременным возвратом займа (ссуды). Предпринимателя могут попросить вернуть деньги даже при незначительных отклонениях от бизнес-плана в процессе осуществления проекта.

Все это существенно снижает интерес субъектов малого бизнеса к получению господдержки. В течение последних двух лет даже скромные объемы средств, предусмотренные областными бюджетами на эти цели, были освоены на уровне 40-60%.

В сложившейся ситуации стоит обратиться к мировому опыту. В других странах основная ставка делается не на субсидирование за счет средств бюджета небольшого количества проектов, а на создание более благоприятных условий финансирования данного сектора в целом. Бюджетные средства используются не как ведущее средство финансовой поддержки, а как инструмент привлечения внебюджетных средств. Они не создают альтернативу банковской системе, а лишь заполняют на рынке финансовых услуг те ниши, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены банками.

Основным механизмом государственной финансовой поддержки малого бизнеса в западных странах является разделение рисков между кредитными организациями, работающими с субъектами малого бизнеса, и государством посредством гарантирования кредитов, субсидирования процентных ставок, стимулирования отдельных сегментов финансового рынка (лизинга) и микрокредитования.

Было бы целесообразно создать на уровне каждой области гарантийный фонд с участием бюджетных средств, денег коммерческих банков, страховых организаций, международных проектов и программ, других заинтересованных участников. Это позволило бы снизить кредитные риски для коммерческих банков и существенно расширить круг потенциальных источников заимствования для малых предприятий. Кредитование субъектов через систему коммерческих банков обеспечило бы финансирование лишь экономически обоснованных и высокоэффективных проектов, а наличие государственного участия в гарантийном фонде — их реализацию.

Необходимо также развивать льготное кредитование. Этого можно достичь, размещая бюджетные средства во вклад (депозит) одного из коммерческих банков, обладающего развитой сетью филиалов и положительно зарекомендовавшего себя в области кредитования малого бизнеса. Процентная ставка по депозитному договору должна составлять не более 20-25% от ставки рефинансирования. Коммерческий банк из полученных ресурсов предоставляет кредиты субъектам малого предпринимательства по 50-60% от ставки рефинансирования под реализацию проектов, одобренных исполкомами.

В результате, с одной стороны, появляется заинтересованность коммерческих банков в работе с мелкими клиентами, с другой — повышается конкурентоспособность кредитуемых малых предприятий; с третьей — несмотря на финансирование только одобренных государством проектов, оценка их экономической эффективности и мониторинг реализации осуществляется специалистами банка, что существенно снижает риски невозврата кредита и потери бюджетных средств.

Целесообразным также является развитие микрофинансирования малого бизнеса через небанковские институты — фонды, кредитные кооперативы и др. Подобные формы «самофинансирования» получили довольное широкое распространение у наших соседей, например в Польше. Государство стимулирует данные процессы посредством оказания поддержки микрофинансовым организациям на этапе их создания и начала функционирования. Наличие развитой сети подобных организаций позволит снять проблему оперативного обеспечения потребностей субъектов малого предпринимательства, прежде всего в оборотном капитале, в том числе на условиях взаимного кредитования.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях