$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВИД НА ФЕРМУ С КОНВЕЙЕРА©

19.11.2013

Группа «Унибокс» — изготовитель оборудования для молочно-товарных ферм и сельхозтехники — объединяет 13 предприятий с годовым оборотом около 1 трлн. Br и реализует стратегию, направленную на изучение передового мирового опыта, приобретение эффективных технологий, их адаптацию к рынку Беларуси и стран СНГ.

По словам гендиректора группы Сергея Русака, головная компания обеспечивает до 40% всех доходов группы. На втором месте — изготовитель отопительного оборудования СООО «Альфа Колор», на третьем — завод ЖБИ СООО «БетонБокс». Алгоритм создания новых бизнесов в группе стандартен: белорусская компания, добившись успеха в каком-либо секторе, находит партнера в Европе и создает с ним совместное предприятие, которое обычно за 2 года выходит на прибыльную работу.

Сейчас среди акционеров головной компании 82 физических лица, остальные — юридические. «Дочерние» компании активно покупают акции друг у друга по разным причинам, в т.ч. коммерческим. Но случается, что акционеры продают свои доли, чтобы решить текущие задачи — от свадеб до покупки жилья. «Мы каждый год платим примерно 12 млн. Br дивидендов на одну акцию, — рассказал С.Русак. — Уставы всех предприятий группы содержат условия, позволяющие мне руководить всеми компаниями. Мой стиль — «личное управление»: задумал, решил, сделал. Формируется своеобразная «кристаллическая решетка»: езжу, смотрю, говорю, пишу… Вся информация раскладывается по углам «решетки», и когда появляются ключевые понятия, я моментально их извлекаю. Конечно, случаются ошибки, поэтому пытаюсь выработать другую систему управления — коллективную».

Социальные задачи в «Унибоксе» стремятся решить нестандартно. Например, когда-то в поселке Ельница построили около 40 домов для сотрудников. Многие, получив жилье, ушли — им показалось, что счастье достигнуто. Урок учтен: больше в компании никому ничего не дарят. Дается либо беспроцентный заем для покупки жилья, либо квартира покупается в рассрочку на 5 лет. Одновременно сотрудника «привязывают» обучением, карьерным ростом, возможностью сделать новые приобретения с помощью компании. Это известный управленческий принцип: работа должна позволять людям удовлетворять свои потребности. Такое стимулирование, по мнению С.Русака, обходится дешевле, чем простое повышение зарплат.

Молоко перетекает в прибыль

В прошлом году аграрные подразделения компании принесли по 200 тыс. EUR прибыли. Хорошая цена на кукурузу позволила получить рентабельность до 40%. Засеяв эту культуру под пленку, собрали 90–110 ц/га — вдвое больше, чем раньше. Столь же рачительный подход к животноводству. В компании считают, что выручка от продажи молока — лишь 49% дохода, который приносит корова. В этом году удои молока в стране сократятся, по оценкам С.Русака, на 8% по сравнению с прошлым годом, а в 2014-м — еще на 15%. Дело в том, что изменяются технологии, т.к. вводится в эксплуатацию тысяча доильных залов. Но при этом не учитываются нюансы с вентиляцией, канализацией, наличием теплой воды в поилках, резиновых перчаток у доярок. Почему-то никто не фокусирует внимание на том, сколько стоит выдоить тонну молока. Понадобится по крайней мере 3 года, пока на подобные мелочи обратят внимание. Средняя продолжительность жизни коровы в нашей стране — 1,5 периода лактации, а надо 3–5. Всего у государства 1,4 млн. голов, и в идеале каждая ежегодно могла бы принести по теленку. Из них примерно половина телок, 30% идет на восстановление (420 тыс.). Значит, примерно 280 тыс. телок должно быть в потенциале. При цене в 2 тыс. EUR можно было бы, например, в Россию продавать скот на 500 млн. EUR в год.

Но при нынешней продолжительности жизни коров, к сожалению, хозяйства страны не успевают закрывать собственную потребность в воспроизводстве стада.Переломить эту тенденцию можно только за счет знаний. Поэтому «Агро-бокс Зоотех» и открыл свою лабораторию по определению качества кормов. Через год появится еще одна — по изучению репродуктивной функции коров. Компания уже 6 лет сотрудничает с университетами Пенсильвании, Торонто, Милана и Падуи, обменивается информацией, печатает там свои статьи, собирает и делится информацией.

Организация производства основана на неукоснительном соблюдении технологии, которая описана, формализована, распределена в служебных инструкциях. Контрольные точки проверяют в аттестованных лабораториях. Это позволяет четко знать, чего следует достичь и что получается на самом деле. Скажем, есть норма выдачи сена на ферме. Но сколько выдается в реальности? В компании попытались это учесть, подсчитав расход центнера кормовых единиц на производство центнера молока. Получился коэффициент расхода 0,8, тогда как в среднем по стране — 1,26. Но мировой рекорд — 0,67 для породы «гольштим». Международный опыт свидетельствует, что если этот показатель больше 0,9, то прибыли не будет.

Когда группа «Унибокс» в 2004 г. пришла в колхоз, главной проблемой оказалось внедрение культуры труда. В штат даже взяли отставного полковника морской пехоты, чтобы установить дисциплину. Строгостью он добился порядка, кругом все было подметено и вычищено, но оказалось, что надои молока сократились в 1,5 раза. Зато когда начали вводить элементы системы качества ИСО-9001, то и удой повысился, и люди начали больше ценить свою профессию: кто-то стал лучшим приготовителем корма или скотником, кто-то — лучшей дояркой. Оказывается, быть лучшим почетно и в деревне. Потом уже смогли повысить зарплату, выдавать кредиты. Система управления качеством, обучение людей — вот рецепты, позволяющие навести порядок в сельхозпредприятии. А одной строгостью и наведением внешней дисциплины военного образца наших людей технологии соблюдать не заставишь, считает С.Русак. Гораздо больше пользы принесет человек с фантазией, интересом, стимулами и знаниями.

Территория развития

«После приобретения колхоза я понял, что развивать бизнес можно, только развивая территорию», — говорит С.Русак. Поэтому теперь свои цели в группе рассматривают не только как получение молока, овощей, зерна, но и как благоустройство окрестностей, создание качественной инфраструктуры. На этом тоже можно дополнительно заработать, если построить дороги, оказывать своим же работникам дополнительные услуги — от транспортных до финансовых.

Концепция полного производственного цикла предусматривает запуск собственного молочного завода в Смиловичах. У «Унибокса» есть иностранный партнер, который перерабатывает по 200 т молока в день в Италии и Бразилии. В «Агро-бокс Зоотех» производят сейчас примерно 20 т, но намерены увеличить до конца следующего года объемы в 1,5 раза, что позволит выйти на промышленный масштаб. Сейчас разрабатывается договор с партнером, потом начнется строительство завода, который будет специализироваться на изготовлении 30-дневных сыров. В мире на такие сыры приходится 70% всех продаж. Цена этой продукции определяется по формуле: стоимость молока, умноженная на 10, плюс 1 евро. Получается, что сыр должен стоить 4 евро при рентабельности 20%.

В мире потребление молочных продуктов растет ежегодно на 2–3%.Чтобы вырабатывать до 300 сортов продукции, нужно молоко класса «экстра». Поэтому главная проблема — не оборудование и кадры, а нехватка качественного сырья. В «Унибоксе» на европейский манер сделали отводные линии для разделения молока по сортам, но оказалось, что в нашей стране пока никому сортированное молоко не нужно. На заводах все сливается в одну «бочку» и нормализуется. А раз качественного сырья нет, то и продуктов в разнообразном ассортименте и достаточном количестве потребители на прилавках не находят. При этом все отечественные молочные заводы недогружены на 20–30%.

Твердый сегмент

СООО «БетонБокс» производит помимо домостроительных конструкций изделия для строительства ферм, свинарников, складов, навесов для хранения сельхозпродукции. Предприятие может выпускать уникальные колонны, балки и панели различных размеров. А ЧПСУП «Техбокс» предлагает проектирование и строительство «под ключ». Например, компания строит ферму за 40 млрд. Br — в 1,5 раза дешевле, чем в среднем по рынку. Один бизнес рождает другой, любит повторять С.Русак, и примеры такой кооперации все объясняют.

Работая с железобетоном второй год, «БетонБокс» столкнулся с проблемой неплатежей — у колхозов нет денег. Приходится искать другие способы взыскания задолженности, например, предоставлять своим партнерам займы, принимать в счет оплаты сельхозпродукцию и скот. Выручает диверсификация заказов, что в свою очередь требует дополнительных времени и денег.

Производство сельхозтехники в СООО «Ферабокс» — не самоцель. Компания делает только то, что нельзя купить на рынке гарантированно, по разумным ценам и с недорогим сервисом. Получается около 3 тысяч небольших машин в год. Например, погрузчиков, подъемников — по 200 штук, дробилок — 150, навозоразбрасывателей — 300, примерно по 200 сеялок и прессов. «Ферабокс» покупает технологию и уплачивает роялти иностранному партнеру за каждую производимую единицу техники, например, за пресс — 600 EUR, за дробилку — 50 EUR, кормосмеситель — в зависимости от мощности. Здесь приходится строго соблюдать законодательство о защите интеллектуальной собственности и соизмерять свои действия с условиями лицензионных договоров.

Горизонты предприимчивости

Места на рынке много, особенно в сельскохозяйственном производстве. Бардак, который в сельском хозяйстве творится, в конце концов должен прекратиться. Административное управление, неумное хозяйствование должны уйти. Сейчас есть уникальная возможность взять сколько угодно земли, но возможности управления сдерживают применение физической мощи группы «Унибокс». Не хватает не управленцев вообще, а тех, кто может стать партнерами, способными организовать бизнес, многих хороших менеджеров в колхоз просто «не загнать».

«Какой смысл купить, например, 2% в сельскохозяйственном бизнесе? Во-первых, это новый опыт, есть рынок, территория, люди с историей управления. Есть поддержка банка — не сложно начинать или продолжать. Нужны только фантазия и больше смелости. Не надо бояться бизнеса в сельском хозяйстве, — призывает С.Русак, — хотя непростые времена в стране, и всем нелегко. Так, группа продала 300 доильных залов, строит 15 молочно-товарных ферм, а покупатели задолжали 300 млрд. Br. Сейчас комиссия сидит, ценообразование проверяет. Но это все преходяще, а опыт останется и с каждым годом будет все ценнее».

Сегодня перед группой стоит дилемма: взять еще три колхоза и замкнуться пока на себе или продолжать работать так, чтобы и дальше изготавливать и продавать технику, рискуя регулярно сталкиваться с неплатежами и ошибками чиновников. Зато производителю молока не на кого обижаться: переработал, упаковал и продал со знанием рынка, уверен гендиректор.

Оксана КУЗНЕЦОВА