Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеграция
15.07.2003 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вице-премьер — министр экономики Республики Беларусь Андрей КОБЯКОВ: "Четверка" может "выступить локомотивом интеграционных процессов"

Весь мир в ХХI веке поделился на глобалистов и антиглобалистов. Применительно к вопросу глобализации на постсоветском пространстве можно говорить о противниках и сторонниках, достоинствах и недостатках интеграций разного уровня. Через объединительные инициативы в рамках стран бывшего СССР Беларусь тоже робко пытается "глобализироваться", то есть шагнуть в мировой рынок и впустить его к себе...

Весь мир в ХХI веке поделился на глобалистов и антиглобалистов. Применительно к вопросу глобализации на постсоветском пространстве можно говорить о противниках и сторонниках, достоинствах и недостатках интеграций разного уровня. Через объединительные инициативы в рамках стран бывшего СССР Беларусь тоже робко пытается "глобализироваться", то есть шагнуть в мировой рынок и впустить его к себе. В силу разных обстоятельств и СНГ, и ЕврАзЭС, и даже Союзное государство Беларуси и России -- пока больше "протоколы о намерениях", нежели реальные дела. Чего ждать от новой интеграционной инициативы -- единого экономического пространства, о создании которого в феврале объявили президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины?

Об этом наша беседа с заместителем премьер-министра -- министром экономики Республики Беларусь, членом Группы высокого уровня по реализации проекта создания единого экономического пространства А.В.КОБЯКОВЫМ.

-- Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, что стоит за аббревиатурой ЕЭП, каких договоренностей удалось достичь на пути формирования нового интеграционного объединения и что привнесло в этот процесс заседание Группы высокого уровня по реализации Соглашения о создании единого экономического пространства на территории России, Беларуси, Казахстана и Украины, которое состоялось 20 июня в Киеве?

-- Напомню, что 23 февраля текущего года президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины объявили о новой интеграционной инициативе -- намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП), которое, в свою очередь, должно стать материальной базой для возможного будущего межгосударственного объединения -- Организации региональной интеграции (ОРИ).

Подписанный в Кремле документ -- пока лишь политическая декларация, протокол о намерениях. Тем не менее вполне определенно заявлено, что четыре государства хотят создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли (ЗСТ) и даже Таможенным союзом.

Предполагается этот этап интеграции организационно оформить в виде Организации региональной интеграции с единой регулирующей межгосударственной независимой комиссией по торговле и тарифам. Государства "четверки" планируют добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.

Для реализации заявления стороны учредили совместную Группу высокого уровня (ГВУ) с представительством на уровне заместителей премьер-министров и утвердили ее мандат. Именно этот орган призван разработать, согласовать и в очень сжатые сроки -- к сентябрю нынешнего года -- внести на рассмотрение глав государств конкретные документы, позволяющие реализовать заявленную инициативу.

Для согласования позиций и оформления достигнутых договоренностей члены ГВУ встречались пять раз. В том числе последнее заседание прошло в г. Киеве.

Хотелось бы отметить, что такие встречи -- это только видимая часть айсберга, им предшествует напряженная кропотливая работа экспертов различных уровней.

-- Несмотря на то что ЕЭП -- "молодое" интеграционное образование, существующее пока скорее как идея, наверное, можно дать характеристику той концепции, которая будет положена в основу его создания? Какова она?

-- Сейчас в рамках ГВУ мы вышли на проект концепции формирования единого экономического пространства. Что более важно, мы наметили комплекс мер, посредством которых будет реализовываться этот процесс. Это означает, что мы вышли на понимание предварительного перечня документов межгосударственного характера, которые потребуются для того, чтобы идея ЕЭП была воплощена в жизнь.

Достигнуто понимание, что итоговый документ, предлагаемый в сентябре к подписанию главам государств, должен состоять из рамочного соглашения о формировании ЕЭП и его неотъемлемой части -- концепции формирования ЕЭП, а также комплекса мер по формированию ЕЭП, включающего перечень основных мероприятий, этапов и секторальных соглашений.

Проект концепции предусматривает "интеграционный маршрут" от создания ЗСТ с изъятиями и ограничениями до построения ЕЭП. Несущим каркасом, стержнем ЕЭП должна стать полноценная ЗСТ, а залогом его построения станет межгосударственная независимая комиссия по торговле и тарифам. Весьма важно определить статус и полномочия этой комиссии. Только так мы сможем создать ЕЭП, которое повысит конкурентный потенциал экономик наших стран в торговле с третьими странами. Мировой опыт да и наши собственные "интеграционные искания" свидетельствуют, что без этого невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.

Проект концепции представляет собой документ, в котором пока довольно частым орфографическим знаком являются скобки. В этих скобках -- несогласованные позиции стран "четверки". В основном это вопросы, связанные с темпами и алгоритмами движения к конечной цели. Об успехе дискуссий можно будет судить по тому, насколько быстро будут эти скобки исчезать.

-- На фоне скорее номинального, нежели результативного, существования СНГ и ЕврАзЭС, длительных и непростых переговоров по поводу создания Союзного государства Беларуси и России есть ли какие-то основания утверждать, что ЕЭП станет "живым" и работающим объединением?

-- Верно или ошибочно утверждение о жизнеспособности нового интеграционного объединения четырех государств -- покажет время.

Не следует, однако, однозначно утверждать, что СНГ и ЕврАзЭС "неработающие объединения". Да, есть неудовлетворенность развитием экономического взаимодействия в рамках этих структур. Но то, что мы движемся по пути интеграции, совершенно очевидно. Это и есть один из важнейших результатов функционирования этих организаций. Они не позволили центробежным силам окончательно растащить нас в стороны и дали возможность сохранить видение интеграционной перспективы.

Формирование ЕЭП и создание ОРИ не противоречит интеграционным процессам, происходящим в рамках уже существующих объединений. Более того, весь прошлый опыт интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС не пошел в корзину.

Так, "четверка" не намерена повторить ошибку, которую в 1995г. допустил Таможенный союз (в настоящее время ЕврАзЭС). Достигнув тогда беспрецедентного результата -- полного согласования импортных тарифов стран -- участниц этого соглашения, стороны не создали межгосударственной регулирующей структуры.

В результате уже через несколько месяцев достигнутые договоренности начали рушиться. Сегодня отклонения от былого единства составляют по некоторым позициям до 50%.

Оптимизм по вопросу жизнеспособности нового объединения вселяют следующие моменты.

Во-первых, в ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом. На "четверку" приходится 94% ВВП, 88% товарооборота и 80% населения всех государств -- участников СНГ.

Во-вторых, принципиально важным является участие Украины. До последнего времени Украина воздерживается даже от присоединения к ЕврАзЭС в качестве полноправного члена.

В-третьих, в рамках региональной группировки планируется создать межгосударственную регулирующую структуру и наделить ее определенными полномочиями при принятии решений, касающихся внешнеторговой деятельности и тарифов.

В-четвертых, государства-участники "четверки" исходят из понимания, что ЕЭП не может быть создана волевым политическим решением, ей должны предшествовать четкие, последовательные, объективно необходимые этапы экономической интеграции: от ЗСТ с изъятиями и ограничениями через Таможенный союз к построению полноценного ЕЭП.

Таким образом, "четверка" реально имеет все шансы выступить локомотивом интеграционных процессов на достаточно серьезную перспективу.

-- Андрей Владимирович, рассматривается ли перспектива становления ЕЭП в качестве субъекта международных экономических отношений, обладающего, в отличие от СНГ и ЕврАзЭС, определенным статусом и признанием мирового сообщества?

-- В ходе подготовки документов в рамках ГВУ достигнута договоренность о включении в проект концепции по формированию ЕЭП положений о развитии взаимодействия с третьими сторонами и закреплении в итоговом соглашении нормы о том, что оно открыто для присоединения заинтересованных стран.

Рассматривается также возможность закрепить в концепции положение, предусматривающее, что стороны, сохраняя суверенитет, как субъекты международного права, добровольно делегируют создаваемой межгосударственной организации определенные права по взаимодействию с третьими сторонами.

Что касается вопроса о признании интеграционного объединения мировым сообществом, то здесь мера измерения одна -- дела.

-- Какие трудности могут возникнуть на пути создания ЕЭП?

-- Работа, проделанная в рамках ГВУ, показала, что путь по формированию ЕЭП довольно непростой, и выявила ряд разногласий.

Расхождения касаются прежде всего подходов Украины -- с одной стороны и Беларуси, Казахстана, России -- с другой к решению двух взаимосвязанных вопросов: этапы формирования ЕЭП и условия присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО).

Украинская сторона настаивает на первоочередном создании в "четверке" ЗСТ без изъятий и ограничений. Вместе с тем в качестве первого шага Украина готова подписать Соглашение о зоне свободной торговли с изъятиями и ограничениями, определив конкретные меры по их устранению.

При этом Украина проявляет сдержанность в отношении конкретных шагов по согласованию условий вступления в ВТО с Беларусью, Казахстаном и Россией, что является необходимым при создании ЕЭП.

По нашему мнению, наличие изъятий и ограничений в ЗСТ является следствием отсутствия ЕЭП. Белорусская сторона, позицию которой разделяют Россия и Казахстан, рассматривает ЗСТ без изъятий и ограничений как этап формирования ЕЭП, исходя из того, что без ЕЭП полноценной ЗСТ не будет. Важнейшей предпосылкой создания ЗСТ без изъятий и ограничений мы считаем осуществление скоординированной торговой политики по отношению к третьим странам и их группировкам, в первую очередь, к ВТО и Европейскому союзу.

Кроме того, пока не сняты разногласия к подходам по механизму голосования в ОРИ, принципу распределения голосов, финансированию комиссии по торговле и тарифам.

-- Какая судьба уготована союзу Беларуси и России в случае удачной реализации проекта по формированию ЕЭП?

-- Процесс белорусско-российского единения -- естественный исторический процесс. Он не подвержен влиянию других межгосударственных структур.

Интеграционные процессы в рамках создаваемых Союзного государства и ЕЭП являются разноуровневыми.

Договор о создании Союзного государства ставит задачу углубления интеграции Беларуси и России до уровня межгосударственного объединения (союза государств), которому будут присущи черты международной организации и государства при условии сохранения суверенитета его участниками. Предусматривается, что государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях. Как предусмотрено в договоре, на его основе готовится конституционный акт, который определит государственное устройство и правовую систему Союзного государства, в том числе создание необходимых союзных и координирующих органов.

В то же время, в понимании сторон, ОРИ -- это межгосударственное экономическое объединение, которое не охватывает вопросы интеграции в военной, политической и других сферах, присущие Союзу Беларуси и России.

Подписание соглашения о формировании единого экономического пространства и создание ОРИ не противоречат интеграционным процессам, происходящим в рамках Союза Беларуси и России.

-- Андрей Владимирович, скажите, пожалуйста, какие возможности предоставит белорусским субъектам хозяйствования создание ЕЭП?

-- Мы договорились, что ЕЭП означает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Такое снятие барьеров выгодно белорусской экономике, так как уровень ее открытости один из самых высоких не только в СНГ, но даже в Европе. Соотношение экспорта товаров и услуг к объему ВВП -- наиболее распространенный показатель открытости экономики -- составляет у нас в 2002г. 65%.

Кроме того, можно отметить, что по мере формирования ЕЭП Республика Беларусь в целом и ее субъекты хозяйствования смогут ощутить ряд положительных моментов.

Благодаря установлению общего таможенного тарифа, введению единого порядка взимания таможенных пошлин при торговле с третьими странами и внедрению единой системы таможенного контроля появится возможность проводить более эффективную политику защиты отечественных товаропроизводителей.

В области налогово-бюджетной политики -- благодаря унификации национальных налоговых законодательств -- будет установлен во взаимной торговле единый порядок взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения", изменится концепция построения структуры налоговых платежей.

В области ценообразования -- унификация цен и тарифов на энергоносители и продукцию базовых отраслей создаст предпосылки для выравнивания условий производства готовой продукции. Во многих случаях это позволит производителям снизить собственные издержки за счет удешевления этих компонентов себестоимости.

В социально-трудовой сфере -- это освоение и использование национальными резидентами преимуществ единого рынка труда, товаров, капиталов, улучшение экономической и финансово-бюджетной ситуации в стране и накопление ресурсов для повышения доходов населения.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что на всех уровнях, от корпоративного до странового, процессы укрупнения и интеграции стали важным инструментом повышения конкурентоспособности.

-- С какими проблемами могут столкнуться отечественные предприятия в случае создания этого регионального интеграционного образования?

В краткосрочной перспективе возможны определенные негативные последствия для Беларуси и ее субъектов хозяйствования в области макроэкономической политики, связанные с разными условиями хозяйствования в отдельных странах. Это опять-таки и прежде всего -- цены на энергоресурсы, уровень налоговой нагрузки, политика в области субсидий, модели экономик и проводимая макроэкономическая политика, степень государственного регулирования экономики.

В настоящее время между тремя из четырех участников формирования ЕЭП фактически существует зона свободной торговли. Основные проблемы в данной области будут связаны с присоединением Украины.

В результате планирования Украиной интеграции в ЕС и вступления в ВТО прогнозируется усиление конкуренции на украинском рынке со стороны импорта продукции малотоннажной химии, сахарной промышленности, некоторых производств машиностроения, в том числе сельскохозяйственного. Схожесть структуры промышленного производства и экспорта Беларуси и Украины может на какое-то время обострить конкурентную обстановку и ухудшить условия доступа на российский рынок белорусской продукции.

Только скоординированные совместные усилия четырех государств при обеспечении совместных интересов позволят выработать стратегию успешного развития отечественной промышленности и нивелировать возможные на определенном этапе издержки от объединительных процессов.

-- В прессе уже прозвучало, что формирование ЕЭП -- "дело не одного дня и даже не одного года". Скажите, пожалуйста, оговаривались ли какие-то сроки и этапы формирования интеграционного образования?

-- Единственным конкретным сроком на сегодняшний день остается сентябрь 2003г. В соответствии с заявлением от 23 февраля 2003г. к этому сроку необходимо представить главам государств для подписания пакет документов, призванных реализовать заявленную инициативу.

Проекты соответствующих документов уже реально существуют. Я постарался вкратце охарактеризовать те договоренности, которые достигнуты, и те моменты, по которым еще не найдено взаимоприемлемых решений.

Нынешний уровень многостороннего сотрудничества в рамках создания ЕЭП пока не дает оснований для безудержного оптимизма: нелегко устраняются бюрократические барьеры, сохраняются центробежные тенденции. Не стоит, однако, быть и пессимистом -- тогда нечего браться за решение сложных задач. А вот реалистом оставаться необходимо, чтобы не преувеличивать и не умалять ни трудности, ни достижения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by