$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

ВЪЕЗД ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ©

13.01.2015

Минтранс постановлением от 10.12.2014 № 42 (далее — постановление № 42) утвердил перечень стран и количество разрешений на проезд их автотранспортных средств по территории Беларуси с уплатой дорожных сборов в 2015 году.

В списке 45 государств, чей автотранспорт будет доставлять грузы или пассажиров в нашу страну либо следовать транзитом через ее территорию. Что касается грузового автобизнеса, то больше всего разрешений на въезд предоставлено автоперевозчикам Польши, Литвы и Украины — 142 тыс., 106 тыс. и 28 тыс. соответственно. Кроме них, достаточно часто в текущем году будут курсировать по белорусским дорогам грузовые автопоезда Латвии (11,5 тыс. разрешений), Сербии (10,2 тыс.), Болгарии (6,3 тыс.), Кыргызстана (6,15 тыс.), Молдовы (5,75 тыс.), Узбекистана (2,5 тыс.) и Швейцарии (2,2 тыс.).

По сравнению с 2014 г. общее количество разрешений на въезд в Беларусь сократилось. Больше всех «обидели» Украину, которая получила их на 6 тыс. меньше. Реже будут пересекать белорусскую границу автоперевозчики соседних прибалтийских стран: литовцы совершат на 5 тыс. поездок меньше, нежели в прошлом году, латыши — на 500. А вот эстонцы вообще не получили разрешений для грузового автотранспорта, в то время как год назад их было 1 тыс. Сокращения также коснулись ряда других стран, включая Кыргызстан (на 5,45 тыс. меньше), Узбекистан и Словению (по 1,5 тыс.), Молдову (500), Швецию (200), Португалию (75).

Швейцарии количество разрешений предоставлено на прошлогоднем уровне. Между тем ее нахождение в перечне 2015 г. не актуально. По данным ассоциации БАМАП, уже вступили в силу подписанные 26.02.2014 г. изменения в белорусско-швейцарское межправительственное Соглашение о международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозках от 18.12.2000 г. Корректировка названного документа предусматривает отмену разрешительной системы, действовавшей на протяжении многих лет между двумя странами.

В соответствии с Указом Президента от 22.07.2004 № 341 разрешения автотранспорту иностранных государств выдаются на основе международных договоров с соблюдением принципа взаимности. Это значит, что и белорусские автоперевозчики в 2015 г. будут реже прошлогоднего возить грузы в вышеуказанные страны либо следовать через них транзитом.

Тенденции на рынке международных грузоперевозок, как известно, отражают состояние международной торговли в регионе и экономические тренды его страны. К сожалению, в нашем регионе в 2014 г. начались весьма неблагоприятные процессы, связанные с событиями в Украине и взаимными санкциями Евросоюза и России, в результате чего наметилось падение товарооборота между ними. В текущем году международная торговля в регионе, как считают эксперты, продолжит падение, что негативно скажется на транзите грузов через нашу страну.

Обратим внимание, что в указанном перечне стран нет двух наших ближайших экономических партнеров по бывшему Таможенному союзу, а ныне ЕАЭС — Российской Федерации и Казахстана. В соответствии с Договором о ЕАЭС международные автоперевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными в одном из государств-членов, осуществляются на территории союза на безразрешительной основе. Правда, о равных условиях работы грузоперевозчиков на этом рынке говорить пока преждевременно. Несмотря на отмену разрешений, на рынке ЕАЭС продолжают действовать национальные режимы в сфере грузовых автоперевозок. Договором предписано, чтобы государства-члены к 1.07.2015 г. лишь приняли программу поэтапной либерализации этого рынка в 2016–2025 гг. с определением степени и условий этой либерализации. При этом допускаются ее разные уровни и скорости.

Отметим, Беларусь на этапе обсуждения Договора о ЕАЭС выступала за полную либерализацию рынка грузовых автоперевозок, однако наши партнеры, руководствуясь собственными бизнес-интересами, ее позицию не поддержали. Поэтому не исключено, что отмена вышеназванных ограничений может растянуться на ближайшее десятилетие.

Иван МИХАЛЕВИЧ