$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ВЕТЕРИНАРНАЯ РАЗРАБОТКА©

02.12.2014

В Палате представителей готовится к рассмотрению в первом чтении проект новой редакции Закона от 2.07.2010 № 161-3 «О ветеринарной деятельности», а также поправки в Уголовный кодекс и КоАП, предусматривающие усиление мер ответственности за неизвещение о падеже животных (их заболевании), а также за производство, продажу или использование недоброкачественных кормов и кормовых добавок, нарушение правил карантина, иных ветеринарно-санитарных правил.

Проект новой редакции Закона «О ветеринарной деятельности» определяет правовые и организационные основы ветеринарной деятельности и направлен на обеспечение ветеринарного благополучия в республике, в т.ч. недопущения распространения африканской чумы свиней (АЧС) и других опасных заболеваний животных, сообщил член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Николай Язубец. В этот документ включены нормы указов Президента от 28.02.2011 № 79 «О некоторых вопросах осуществления ветеринарного надзора» и от 3.06.2013 № 253 «О некоторых вопросах государственной ветеринарной службы Республики Беларусь» (далее — Указ № 253).

Определенные Указом № 253 вопросы деятельности государственной ветеринарной службы позволили выстроить в этой сфере жесткую управленческую вертикаль, независимую от местных властей и субъектов хозяйствования. Она эффективно действует в случаях, когда важно быстро принять радикальные меры при выявлении очагов заражения: развернуть карантинные посты, изолировать и ликвидировать источники распространения инфекции, уничтожить или изъять скот, продезинфицировать территорию, закрыть на время свободный доступ в очаги, обеззаразить проезжающий по близлежащим автодорогам транспорт и многое другое.

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ изменено определение таких терминов, как ветеринарный мониторинг, ветеринарно-санитарное качество кормов и кормовых добавок, эпизоотическая ситуация и др. С учетом рекомендаций Международного эпизоотического бюро в документ включен термин буферная (защитная) зона, где проводятся ветеринарные и иные мероприятия, может осуществляться изъятие не только подозреваемых в заболевании животных, но и здоровых с целью изоляции их от контактов с другими животными, являющимися потенциальными переносчиками инфекционных заболеваний.

Предлагается расширить полномочия Совмина в части определения механизма взаимодействия государственной ветеринарной службы с иными органами госуправления, порядка оказания платных ветеринарных услуг и аттестации специалистов на право проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Департаменту ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода предоставляется право проводить по заявлениям юрлиц и ИП экспертизу проектов технических условий и рецептур при разработке и постановке пищевой продукции на производство, госрегистрацию производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) продовольственного сырья животного происхождения.

В законопроект включены новые статьи, которые позволят оперативно вводить ограничения на ввоз и транзит подконтрольных товаров из неблагополучных в эпизоотическом плане государств.

Прописан порядок изъятия животных и (или) продуктов животного происхождения, полученных от них, а также иного имущества, связанного с содержанием таких животных. Возмещение ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам, в т.ч. ИП, осуществляется на основании акта об изъятии. Если на момент изъятия животные были застрахованы, то причиненный ущерб возмещается в соответствии с договорами страхования, в иных случаях — за счет средств местных бюджетов. За счет последних компенсируется разница в случае, если стоимость изъятого превышает сумму страхового возмещения. Совмину поручено разработать порядок такого изъятия, а также перечень болезней, при которых оно производится, размер сумм и механизм возмещения ущерба.

Владельцы изымаемых животных и (или) продуктов животного происхождения, иного имущества, связанного с содержанием больных животных, вправе обжаловать в судебном порядке сумму подлежащего возмещению ущерба.

Введена новая глава, определяющая права и обязанности юридических и физических лиц, в т.ч. ИП, а также права и обязанности специалистов ветеринарной службы в части сохранения эпизоотического благополучия на территории республики.

Поскольку, как считают разработчики законопроекта, эпизоотическая ситуация, связанная с ликвидацией АЧС, в Беларуси и в соседних странах в последние годы изменилась, и сегодня несоблюдение ветеринарно-санитарных и зоотехнических правил может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до угрозы продовольственной безопасности страны, планируется ужесточить санкции.

СЕГОДНЯ ст. 284 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарных или зоотехнических правил, повлекшее по неосторожности распространение заразных болезней животных либо причинение ущерба в крупном размере. Кроме того, за нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных или зоотехнических правил согласно ст.15.38 КоАП грозит наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа до 20 базовых величин (БВ), а за нарушение правил карантина, направленных на борьбу с заразными болезнями животных, либо несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных — штрафа от 20 до 50 БВ. В соответствии со ст. 15.41 КоАП нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов карается штрафом от 20 до 50 БВ с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Законопроектом ст. 15.38 КоАП предлагается изложить в новой редакции. За нарушение ветеринарно-санитарных или зоотехнических правил планируется налагать штраф в размере от 10 до 40 БВ, на ИП — от 20 до 100 БВ, на юрлицо — от 50 до 300 БВ. За ввоз без разрешения в РБ товаров, подлежащих контролю (надзору) в области ветеринарии, если такое разрешение в соответствии с законодательством требуется, — штраф от 20 до 50 БВ, на ИП — от 50 до 200 БВ, на юрлицо — от 100 до 500 БВ.

Анна РАДЮК