$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ СТАНЕТ ПРОЩЕ©

14.10.2014

Поправки в Закон от 8.07.2008 № 369-З «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» (далее — Закон № 369-З), предусматривающие упрощение действующей системы возмещения вкладов физических лиц, в минувший четверг приняты депутатами Палаты представителей в первом чтении.

За 6 лет, прошедших после принятия Закона № 369-З, принята нормативно-правовая база, разработано программное обеспечение по процедуре выплаты возмещения, создано ГУ «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов физических лиц» (далее — Агентство), активы которого в настоящее время составляют 5,9 трлн. Br. Сегодня в Беларуси имеют лицензии на право привлечения вкладов населения 23 банка из 31. Ими на 1.10.2014 г. привлечено на депозиты в рублевом эквиваленте 127 трлн. Br, сообщил, представляя законопроект на сессии, заместитель председателя правления Национального банка Петр Маманович. Резервы Агентства составляют 4,5% от объема вкладов населения. Этих средств, по словам П.Мамановича, достаточно, чтобы обеспечить в случае отзыва у любого из банков лицензии выплату возмещения вкладчикам.

Деятельность Агентства вполне устраивает государство. Однако его пропускная способность не превышает 300 человек в день, в то время как количество обязательств перед физическими лицами составляет от 15 тыс. в небольших банках до 3 млн. в крупных. Таким образом, может сложиться ситуация, когда Агентство окажется не в состоянии обеспечить своевременный прием и обслуживание вкладчиков, обратившихся в первые дни после отзыва лицензии у банка-банкрота, что может спровоцировать «эффект толпы» и привести к резкому оттоку вкладов из других банков.

Поэтому была поставлена задача упростить действующую систему возмещения банковских вкладов, сократить сроки выплат и уменьшить при этом расходы государства.

Одним из основных достоинств законопроекта П.Маманович считает детально прописанные процедуры обращения граждан за получением возмещения. В Закон № 369-З предлагается ввести новое понятие — «банк-поверенный», под которым понимается банк, определяемый Нацбанком, осуществляющий прием заявлений и выплату возмещения банковских вкладов (депозитов) от имени и за счет Агентства на основании договора поручения. Этот банк, кроме осуществления выплат, будет принимать заявления от пострадавших вкладчиков. Таким образом, Закон № 369-З будет приведен в соответствие с главой 49 Гражданского кодекса. Это исключит необходимость вкладчикам обращаться сначала в Агентство, затем в банк-поверенный, сократит сроки обслуживания населения и связанные с этим затраты. За Агентством остается функция по обслуживанию «проблемной категории лиц» со спорными ситуациями (например, наследников или лиц, не найденных банком в реестре).

Исключается необходимость предоставления вкладчиком договоров банковского счета и банковского вклада (депозита), что сократит документооборот. Действительно, сегодня договор не является документом, подтверждающим размер вклада, поскольку пополнять его и производить расходные операции, тем самым изменяя сумму первоначального взноса, как правило, можно неограниченное количество раз. Такой шаг позволит избежать территориальной привязки вкладчика к конкретному отделению банка, в которое по Закону № 369-З направляются его документы на бумажном носителе, снизить нагрузку на отдельные филиалы, равномерно распределив ее по всем местам обслуживания физических лиц в банке-поверенном.

Правда, первичные документы могут понадобиться в спорных ситуациях, например, при несогласии с суммой возмещения или при отсутствии сведений о реальных обязательствах банка перед вкладчиком. В последнем случае (а такое возможно из-за чисто технических сбоев) отстаивать свои права придется на основании договоров банковского счета и банковского вклада.

Законопроектом предусмотрено увеличение с 3 до 7 рабочих дней срока публикации Агентством объявления в определенных республиканских печатных СМИ и на своем официальном сайте информации для вкладчиков о месте, времени и порядке выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

Следующая новация касается банков, работающих с денежными средствами физических лиц. Так как Агентство обязано располагать информацией о сумме денежных средств, подлежащих в случае необходимости выплате вкладчикам, предусмотрена фиксация точной даты формирования реестра обязательств банка перед физическими лицами. В связи с этим уточняется порядок расчета учетного взноса, перечисляемого банками в резерв Агентства при получении ими лицензии на право привлечения денежных средств населения во вклады. Так, если по действующему законодательству банк направляет в Агентство заявление о принятии его на учет в тот же день, когда подаются документы на получение лицензии в Нацбанк (там они могут рассматриваться до двух, а в некоторых случаях и до трех месяцев), то в соответствии с предлагаемой редакцией ч. 2 ст. 13 Закона № 369-З учетный взнос, который перечисляется на безвозвратной основе в резерв Агентства, составляет 0,5% (т.е. его размер остается прежним) от размера нормативного капитала по состоянию на 1-е число месяца, в котором банком получена лицензия. Такая норма предложена разработчиками в связи с тем, что некоторые банки успевали за период до получения лицензии увеличить размер нормативного капитала в несколько раз, тем самым занижая сумму учетного взноса.

Закон № 369-З также приводится в соответствие с Декретом Президента от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной практики Республики Беларусь» и рядом законов.

Как сообщил депутат Валерий Бороденя, возглавляющий рабочую группу по подготовке законопроекта, документ готовится ко второму чтению. По его словам, предложения депутатов направлены преимущественно на приведение норм законопроекта в соответствие с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию физических лиц по принципу «одного окна».

Анна РАДЮК