$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Верной дорогой

06.06.2008

После приобретения 5% доли Белорусской калийной компании у ПО «Беларуськалий» в составе учредителей «БКК» появилась Белорусская железная дорога. Данное решение одобрено собранием акционеров импортера удобрений, уже завершены все юридические формальности.

«Вхождение в состав акционеров ЗАО «БКК» объединения БелЖД — новый этап в нашем развитии, который позволит сделать очередной шаг на пути совершенствования своей деятельности в вопросах логистики и транспортировки», — передает слова генерального директора «БКК» Владимира Николаенко официальный пресс-релиз. Авторы идеи считают, что союз с транспортниками поможет повысить эффективность поставок в Украину, Польшу, Литву, Чехию и другие страны Евросоюза за счет снижения тарифов на транспортировку грузов.

Существует и альтернативное мнение о проведенной операции. Эксперты усмотрели в данном решении попытку избежать санкций со стороны США в отношении ПО «Беларуськалий». После уменьшения доли солигорского предприятия с 50% до 45% «БКК» перестала подпадать под мартовские санкции минфина США — их действие затрагивает организации, в которых Белнефтехим обладает прямым или косвенным доходом в размере 50% или более.

Лишний раз перестраховаться при нынешних успешных результатах деятельности БКК логично и разумно. Экспортная выручка от продажи удобрений ПО «Беларуськалий» постоянно растет. Если в 2006 г. был получен 1 млрд. USD, в 2007 — 1,325 млрд. USD, то в 2008 г. валютные поступления в страну от реализации продукции ожидаются в объеме 2,8-3 млрд. USD, а в следующем уже 5 млрд. USD.

Такие цифры стали возможными благодаря беспрецедентному росту стоимости удобрений в 2007-2008 гг. Так, с 1 июня цены для импортеров Юго-Восточной Азии увеличатся до 1000 USD за т, в Бразилии достигнут 1000 и 1010 USD, в Индии ценник поднялся за последние полгода на 355 USD, в Китае — на 400 USD.

Причинами подобных сверхдоходов являются возрастающая потребность ведущих стран в продукции сельского хозяйства, сокращение мировых запасов зерна и риса, переход ряда государств к программам снижения зависимости от нефти за счет биотоплива и достижение нового исторического максимума цены на нефть и энергоносители.

Уже сейчас ежегодный дефицит остается крайне высоким и оценивается аналитиками в 1,5-2 млн. т в год. При этом в ближайшие десять лет эксперты прогнозируют рост потребности в калийных удобрениях с 55 млн. т до 75 млн. т в год (ежегодно рынок хлористого калия будет добавлять 3-4%). На этом фоне быстро увеличить объемы добычи физически невозможно. Уравнивание спроса и предложения намечено только к 2012 г. До этого периода времени «неэластичный» калий в цене будет продолжать расти.

В такой благоприятной ситуации санкции минфина США совершенно ни к чему. Потерять позиции на рынке, где в данный момент БКК с 30% долей лидирует, очень нежелательно.

Олег КВАША