$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Колонка Леонида ФРИДКИНА

Верните все обратно

16.06.2016

Мероприятие по случаю доклада председателя Миноблисполкома Семена Шапиро Президенту страны не обошлось без радостных новинок для бизнеса. Участники встречи в очередной раз продемонстрировали, что главным вопросом всегда и везде являются отношения собственности.

На сей раз частникам припомнили былые милости государства, на которые они ответили черной неблагодарностью. "Мы когда-то передали инвесторам хозяйственные объекты – колхозы, совхозы – а что-то там не получилось, и они, по дешевке получив собственность, начинают перепродавать уже втридорога по так называемой рыночной цене. Это непорядок, – сказал глава государства. – Это не просто надо пресечь сейчас, а сделать так, чтобы все вернули обратно». В этом деликатном деле Президент пообещал «абсолютно поддержать губернатора Минской области, известного своей любовью к частному сектору.

В свою очередь, С.Шапиро пояснил журналистам, что "более 10 лет назад около 125 предприятий в Минской области были переданы инвесторам – как государственным, так и частным предприятиям. К сожалению, некоторые частные структуры на сельскохозяйственные предприятия не обратили внимания, а, наоборот, стали оттуда изымать денежные средства, продавать незавершенные объекты, какие-то другие территории. Эти хозяйства стали банкротами. К счастью, их немного, – 5–6 таких предприятий». Губернатор надеется, что после сегодняшнего доклада появится документ, «на основании которого они вернут все, что забрали с этих предприятий, что перепродали по рыночным ценам. Потому что они просто обескровили предприятия. У некоторых уже и скот продан. Надо навести порядок. Там есть люди, коллективы, им надо жить и работать».

Действительно, 12 лет назад указами от 19.03.2004 № 138 и от 14.06.2004 N 280 государство создало механизм передачи убыточных колхозов и совхозов предприятиям разных отраслей, в т.ч. путем продажи за 20% от стоимости чистых активов. Сумма обычно получалась небольшая, поскольку финансовое состояние этих сельхозпредприятий было «ниже плинтуса». К тому же, у некоторых стоимость чистых активов была нулевой, а то и отрицательной, а потому государство щедро отдавало их за 1 базовую величину.

Новоиспеченным владельцам вменялось в обязанность погасить долги своей сельхозпокупки, сохранить там рабочие места на период отсрочки исполнения ее обязательств, обеспечить производство сельскохозяйственной продукции. Так на балансах заводов, банков и торговых компаний появились сельскохозяйственные подразделения, которые зачастую оказывались ненужным и довольно затратным бременем. Зато власти с удовольствием констатировали на некоторое время сокращение числа убыточных сельхозорганизаций. Впрочем, ненадолго – АПК по-прежнему остается глубоко неэффективной отраслью, выживающей только благодаря непрерывной господдержке, протекционизму и эксклюзивной защите от банкротства.

Но сейчас речь не об АПК, а о праве собственности. Вообще-то собственность потому таковой и называется, что позволяет своему обладателю чем-то владеть, пользоваться и даже распоряжаться. При этом собственник, если верить ст. 44 Конституции и п. 2 ст. 210 ГК, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе – отчуждать его. Имеют право и денежные средства «вывести». Хотя откуда они у колхозов, с незапамятных времен не вылезавших из убытков и картотеки, – вопрос сам по себе интересный. Но упомянутые указы каких-либо ограничений здесь не предусматривали. Позднее Указ от 4.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом" предусматривал запрет на отчуждение приобретенных объектов только до выполнения покупателем условий договора купли-продажи. Но частникам, позарившимся на распродаваемое по дешевке казенное добро, следует не забывать, что пользоваться им можно в соответствии с договором.

Впрочем, просто так владеть и распоряжаться белорусскому собственнику (если это не само государство) особо не позволительно. Его действия не должны противоречить законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. Столь пространная оговорка оставляет чиновникам достаточное поле для экспроприационного маневра в случае надобности.

Какой-нибудь деструктивно настроенный злопыхатель обязательно усмотрит очередную попытку бюрократии наложить государственную лапу на имущество, чтобы потом его повторно приватизировать – но уже в своих интересах. Полагаю, что это совершенная напраслина. Зачем, скажите на милость, здравомыслящему чиновнику покидать казенное кресло и становиться частным собственником самому или утруждать близких и аффилированных. Особых бенефиций с таких активов не наживешь, а хлопот или, чего доброго, ответственности не оберешься. Гораздо приятнее распоряжаться возвращенным в государственное лоно имуществом, даже если эффективность его использования сомнительна. А без владения как-нибудь обойдемся. Чай, не феодалы или кулаки какие-нибудь. Главное – чтобы другим не досталось…

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН