$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Вера на слово требует от заявителей честности

13.02.2009

   Преимущества заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования, введенного с 1 февраля Декретом Президента от 16.01.2009 № 1, подтверждаются на практике. В столице существенно увеличилось число желающих открыть свое дело. Однако фирму стало легко не только учредить, но и потерять, предупреждают в Мингорисполкоме.

   Как сообщил на пресс-конференции заместитель начальника главного управления юстиции Дмитрий Антоневич, за первую неделю действия новых правил в Минске зарегистрировалось 182 юридических лица и 281 индивидуальный предприниматель. В прежние годы за такой же период регистрировалось в среднем 129 юрлиц и 170 ИП. По первым рост составил порядка 41%, по вторым — 65%. Сохранится ли эта тенденция в последующем — загадывать в Мингорисполкоме не берутся. «Лично я прогнозирую рост на 10%, максимум 20%», — выразил свою точку зрения Д.Антоневич.

   Как и предписывает Декрет № 1, от будущих бизнесменов при регистрации требуют минимум документов — заявление, устав фирмы (причем без нотариального засвидетельствования) и платежку о внесении госпошлины в размере 5 базовых величин.

   Однако их подаче в регистрирующий орган, как установлено в новом порядке, должен предшествовать подготовительный этап. В столичной мэрии обращают внимание на соблюдение следующего алгоритма действий. В первую очередь учредители должны определиться с формой юрлица: УП, ООО, ОДО, ОАО. Затем следует согласовать наименование юрлица в главном управлении юстиции Мингорисполкома. Кстати, сделать это можно ежедневно и без предварительной записи и даже по почте. «В таком случае мы согласуем в течение 3 дней с момента поступления», — уточнил замначальника главного управления юстиции.

   Затем необходимо определить местонахождение создаваемого юрлица. И, наконец, сформировать его уставный фонд исходя из потребностей субъекта хозяйствования. Декрет № 1 разрешает коммерческим организациям, кроме открытых и закрытых акционерных обществ, самостоятельно определять их размеры. Впрочем, столичные власти призывают учредителей других организационно-правовых форм не доводить «самостоятельность» в вопросе величины фонда до абсурда. Как отметил Д.Антоневич, есть случаи, когда уставный фонд формируется в размере 1 БВ, что заставляет сомневаться в серьезности намерений таких учредителей заняться бизнесом. Потому что, по его словам, даже на первых порах следует иметь деньги, хотя бы на зарплату бухгалтеру и другим специалистам.

   В Мингорисполкоме рекомендуют будущим бизнесменам подойти на данном этапе весьма ответственно к своим действиям, потому что некоторым из них это поможет избежать в будущем серьезных неприятностей. Дело в том, что главное управление юстиции провело мониторинг за первую неделю февраля данных, предоставленных в Минске учредителями субъектов хозяйствования по заявительному принципу. Результаты этого мониторинга настораживают городские власти.

   «Из 463 зарегистрированных субъектов хозяйствования 70 юрлиц имели совпадения по местонахождению, 16 юрлиц и 11 ИП являются собственниками имущества, в отношении которых принято решение о ликвидации, и 1 ИП зарегистрирован повторно — на момент госрегистрации он находился в процессе ликвидации, — рассказал Д.Антоневич. — Сложив эти цифры, получим, что около 21% заявителей, возможно, подали заведомо недостоверные сведения».

   Между тем, по его словам, заявительный порядок с его «верой на слово», упрощая процесс регистрации и минимизируя расходы учредителей, одновременно усиливает их ответственность перед государством. «Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке», — напомнил Д.Антоневич одно из положений главы 6 Декрета № 1.

   При этом он подчеркнул, что санкции в отношении бизнес-структур, которых уличат во лжи при госрегистрации, могут быть применены «независимо от срока давности».

Михал СТЕЛЬМАК