Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вентспилс готов поделиться собственностью

Латышам важен грузооборот, беларуськалию - удешевление и безопасность трафика...
Латышам важен грузооборот, беларуськалию - удешевление и безопасность трафика

Крупнейший латвийский транзитный холдинг LSF, представительство которого открылось на прошлой неделе в Минске, предложил ПО "Беларуськалий" открыть СП.

В Минск приехали топ-менеджеры предприятий, составляющих холдинг (17 компаний, суммарный годовой оборот которых составляет около 300 млн. USD), чтобы "обсудить с коллегами из Беларуси варианты долевого участия белорусских предприятий в транзитной цепочке на территории Латвии, что позволит белорусским компаниям получать прибыль, ведя деятельность на пространстве Европейского Союза".

- Наша идея проста - поделиться собственностью в латвийском порту Вентспилс. Совместное с Беларуськалием управление складским хозяйством повысит эффективность торговли, - сказал на открытии один из владельцев LSF Олег СТЕПАНОВ.

Принятие ПО "Беларуськалий" данного предложения "получать прибыль" гарантирует увеличение доходов самого холдинга LSF и объемов грузооборота. Уже сегодня на холдинг LSF приходится львиная доля навалочных грузов, идущих через Вентспилсский свободный порт, и 42% общего объема погрузки этих грузов во всех портах Латвии, а также 30% общего грузопотока через порт Вентспилс и 15% общего грузопотока, проходящего через все порты Латвии.

Нужно сказать, что транзит является важной сферой двустороннего сотрудничества Латвии и Беларуси. Как подчеркнул председатель правления LSF Эдгар Янсонс, холдинг обеспечивает экспортный поток белорусских грузов на общую сумму не менее 400 млн. USD (около 4% всего экспорта Беларуси). Этому способствовало подписание в 1999 году межправительственного Соглашения об условиях транзита грузов Беларуси с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Латвии. В соответствии с данным Соглашением белорусским предприятиям предоставляется такой же режим, как и латвийским компаниям. Сегодня в общем объеме грузооборота латвийской железной дороги наши грузы занимают более 30%, латвийских портов - около 25%.

Однако белорусы не торопятся ответить "да" холдингу LSF и АО "Калия паркс", на базе терминалов которого планируется создать СП. Вот что сказал по этому поводу генеральный директор ПО "Беларуськалий" Андрей БАШУРА:

- Мы рассматриваем предложение латвийских партнеров. Однако необходимо просчитать, будет ли выгодна реализация данного проекта. Мы знаем все порты, их способности. На сегодняшний день сконцентрировать отгрузку в одном порту практически невозможно, хотя предпочтение отдаем все-таки Вентспилсскому порту, технические возможности которого и соответствующие складские помещения позволяют обрабатывать основное количество грузов.

В декабре уже пройдут тендеры на 2005 год, - пояснил А.Башура. - Мы знаем возможности всех партнеров, знаем "цену вопроса" и будем выбирать. Нужно сказать, что нас устраивает Вентспилсский порт, однако ПО "Беларуськалий" не намерено отказываться и от услуг Клайпедского и Николаевского портов. В 2005 г. предприятие планирует увеличить перевалку белорусских удобрений через литовский порт до 1,3млн. т.

Через Николаевский порт продукция Беларуськалия идет в страны Южного полушария. Но есть еще одна, кроме географической, причина сохранять и развивать южное направление. ЕС не принял еще решение о дальнейшем уровне квот на поставки Беларуськалия. Действующая квота определена до 20 мая 2005 г. Специалисты объединения вместе с МИДом работают над тем, чтобы не потерять рынок сбыта в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии. Это порядка 1 млн. т. минеральных калийных удобрений. Если удастся сохранить квоты, учитывая то, что в поставке удобрений заинтересованы вышеназванные страны, ПО "Беларуськалий" останется одним из самых привлекательных партнеров для Латвийского транзитного холдинга. Если нет, то новые рынки предстоит искать в ином направлении.

Но в любом случае и в новом 2005 году ПО "Беларуськалий" останется крупнейшим в мире производителем калийных удобрений, которому принадлежит 13,7% их мирового  экспорта, а значит, и привлекательным для ближайших портов партнером. И кто знает, может, с каждым из трех партнеров он создаст по СП. Если это удешевит трафик удобрений и увеличит прибыли предприятия.