$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

ВЕНГЕРСКИЙ ВАРИАНТ СТИМУЛОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ

21.01.2011

Обещание существенных изменений в белорусской экономике вызывает особый интерес к зарубежному опыту. Весьма показателен тут пример Венгрии, где правительство Виктора Орбана, пришедшее к власти в апреле 2010 г., проводит радикальные реформы во всех сферах общественной жизни, однако не все из них можно считать либеральными.

Для кардинальных перемен были веские причины. В 2008 г. Венгрия, благодаря 20-миллиардной помощи ЕС и МВФ, смогла избежать банкротства. Государственный долг достиг 80% ВВП, т.е. по 9 500 USD на каждого жителя страны. В 2011 г. венгерское правительство намерено приостановить его рост и сократить до 70% ВВП к концу 2014 г., а также снизить бюджетный дефицит с 9% до 3%. Правительство, отказавшись от стабилизационной помощи извне, решило опираться на собственные силы, проводя реформы в разных сферах: от ужесточения уголовного кодекса до установления полного госконтроля над частными пенсионными фондами и СМИ.

Приватизация и инвестиции

Население Венгрии составляет около 10 млн. человек. Как и Беларусь, эта страна небогата природными ресурсами, но имеет выгодное стратегическое положение, находясь на пересечении транзитных путей из Западной Европы в Восточную и на Балканы.

К началу 90-х в Венгрии имелись все экономические и институциональные предпосылки для постепенного перехода к рынку. Основу для этого заложили еще при социализме либеральные реформы. Правительство Яноша Кадара инициировало развитие в Венгрии частного сектора в сельском хозяйстве и сфере обслуживания. Административно-командная система стала постепенно заменяться рыночной. В результате Венгрия стала одной из наиболее успешных постсоциалистических стран, относительно безболезненно пережив годы рыночных перемен.

При поддержке Всемирного банка в 90-е годы был либерализован механизм регулирования импорта и цен. В 1991 г. национальный отдел цен был упразднен и заменен отделом экономической конкуренции. В 1992 г. отменяется госрегулирование зарплаты. Частное предпринимательство всячески поощрялось, государственное вмешательство в экономику было резко сужено. Развивались и укреплялись институты рынка (биржи, коммерческие банки, фондовый рынок, разработано антимонопольное законодательство). Для восстановления сбалансированности госбюджета госрасходы были сокращены, в первую очередь за счет отмены дотаций нерентабельных предприятий и розничных цен.

В ходе приватизации из двух тысяч госпредприятий на конец 1998 г. осталось лишь 218. От продажи остальных государство получило около 11 млрд. USD. Полностью были приватизированы фармацевтическая, химическая, табачная, пищевая промышленность, предприятия по транспортировке нефти и газа, розничная торговля. Удельный вес частного сектора в ВВП в конце 1998 г. приблизился к 80%. Доля иностранного капитала составила почти 60% в обрабатывающей промышленности и в банковском секторе, более чем 30% в энергетике. На сегодня в собственности государства остается лишь около 100 венгерских компаний.

Оппоненты такого курса высказывали опасения, что продажа стратегически важных активов иностранцам угрожает национальной безопасности. Однако венгерское руководство посчитало (и не ошиблось), что принятые в стране законы в должной мере защищают государственные интересы. К тому же Венгрия, импортируя до 80% энергоресурсов, и так находится в сильной зависимости от внешнего рынка. 80% экспорта и 68,8% импорта Венгрии приходится на ЕС, членом которого страна является с 2004 г.

Успехи реформ и улучшение экономического положения привели к повышению кредитного рейтинга Венгрии и создали благоприятные условия для привлечения капитала. Приток прямых иностранных инвестиций в страну за 1990–1999 г.г. составил около 23 млрд. USD. Накопленные прямые иностранные инвестиции в стране достигли на конец 2009 г. 64,2 млрд. EUR, из них 75% — из стран ЕС, в т.ч. 22% — Германии. В 2009 г. приток ПИИ составил более 1 млрд. EUR, что на 3,7 млрд. EUR меньше, чем в 2008 г. по причине, связанной с глобальным финансовым кризисом. По объему инвестиций на человека (6 410 EUR) Венгрия занимает второе место среди стран ЦВЕ после Чехии (8 585 EUR). 27,7% инвестиций приходится на производство, более 60% — сферу услуг, 14% — торговлю, 9,4% — транспорт и коммуникации, 9,2% — недвижимость.

Отметим, что по условиям ведения бизнеса в отчете Всемирного банка Венгрия занимает 46-е место.

Занятость

Одна из самых острых проблем в стране — низкий уровень занятости, менее 55% работоспособного населения. Безработица в 2009 г. достигла 10%, а число зарегистрированных безработных — 604,5 тысячи. Власти страны поставили себе цель создавать 100 тысяч новых рабочих мест в год. При этом средняя зарплата на конец III квартала 2010 г. составила около 613 USD.

Министерством экономики Венгрии разработана «Стратегия развития малого и среднего бизнеса на 2007–2013 годы», успешно работает система стимулирования стратегических инвесторов. Она предусматривает предоставление специальной денежной помощи, льготы в виде 80-процентного сокращения налога на прибыль в течение 10 лет, а также субсидий в виде частичной оплаты стоимости обучения сотрудников при создании новых рабочих мест, в т.ч. внутри компании.

Пенсионная реформа

Добровольные пенсионные фонды начали появляться в Венгрии в 1994 г., спустя год после принятия закона о добровольном пенсионном страховании. Летом 1997 г. была принята законодательная база пенсионной реформы, которая вступила в силу с 1.01.1998 г. Вложения в частные пенсионные фонды стимулировались налоговыми льготами и стали популярными среди граждан с доходом выше среднего. У граждан, регулярно производивших взносы, в обязательных пенсионных накоплениях за эти годы скопились суммы, сопоставимые с их годовым доходом.

Теперь же правительство В.Орбана шокировало всех, объявив фактически о национализации обязательных пенсионных накоплений, сделанных гражданами страны с 1998 г. в частные пенсионные фонды, а также о введении ограничений для управляющих компаний и пенсионных фондов, что по сути изгоняет их из бизнеса. Работники, не уведомившие в письменной форме до 1.04.2011 г. о желании сохранить свои активы в частном управлении, будут считаться согласившимися на их возврат государству. Для тех, кто не пожелает возвратить накопления, это будет означать потерю большой доли своих будущих пенсионных выплат. Это не прямая национализация пенсионных средств, произведенная Аргентиной в 2008 г., но по европейским меркам это выглядит грабежом.

Налоговая реформа

В Венгрии существует прогрессивная шкала ставок налога на прибыль. С июля 2010 г. порог применения повышенной ставки увеличен в 10 раз. Теперь прибыль до 500 млн. форинтов (до 2,4 млн. USD) облагается по ставке 10%, выше — 19%. С 2013 г. планируется установить единую 10-процентную ставку налога. Облагаемую налогом прибыль текущего года разрешается уменьшать на убытки прошлых лет (количество лет не ограничено).

В целях поддержки предпринимательства компаниям предоставляются льготы по налогу на прибыль при инвестициях в развитие (исследования и разработки, создание новых продуктов и технологий), а также на создание новых рабочих мест.

С 2011 г. был отменен 30-процентный налог на доходы иностранных юридических лиц, удерживаемый у них при отсутствии международного договора об избежании двойного налогообложения.

Кроме того, муниципалитеты вправе вводить местные налоги. Например, в некоторых регионах существует налог на предпринимательскую деятельность (2% от прибыли, причем сумма уплачиваемого налога уменьшается на 4 000 EUR при создании нового рабочего места и увеличивается при сокращении штата более чем на 5%), на богатство (для владельцев самолетов, суден и дорогостоящей жилой недвижимости), на недвижимость, уплачиваемый покупателем при покупке имущества (ставка зависит от типа недвижимости и стоимости покупки) и др.

Подоходный налог с физлиц уплачивается по единой ставке 16%, которая заменила прогрессивную шкалу (ставки 17% и 32%). Базой является консолидированный доход, включая отчисления на социальное страхование по ставке 27% от зарплаты, перечисляемые нанимателем.

Одна из основных задач налоговой реформы — стимулирование роста населения страны. Для этого введены льготы по подоходному налогу для семей с двумя детьми в размере 62 500 форинтов в месяц (297 USD) на каждого ребенка, а при наличии трех и более детей — 206 250 форинтов в месяц (982 USD) на одного ребенка. Это значительно уменьшит для многодетных семей подоходный налог, а некоторым не придется платить его вовсе. Для малоимущих, чьи доходы в год не превысят 2 750 000 форинтов (13 089 USD), предусмотрен налоговый вычет в размере 12 100 форинтов (58 USD) в месяц.

Чтобы компенсировать убытки бюджета от таких льгот, ставка взноса работника в пенсионный фонд поднята с 9,5% в 2010 г. до 10% в 2011 г. В то же время отчисления в фонд социального страхования, уплачиваемые работодателем, планируется сократить до 13,5% в 2012 г. и отменить в 2013-м.

Правительство Венгрии ввело на 2010–2012 г.г. специальный временный кризисный налог для банков и крупных корпораций с иностранным капиталом, который должен принести в казну 1,3 млрд. EUR. В энергетике ставка налога — 1,05% от выручки, в других отраслях — зависит от объема выручки. Так, если выручка в розничной торговле составила от 500 млн. до 30 млрд. форинтов (2,4–142,8 млн. USD), применяется ставка налога 0,1%, от 30 млрд. до 100 млрд. форинтов (142,8–476 млн. USD) — 0,4%, свыше 100 млрд. форинтов (476 млн. USD) — 2,5%. Если выручка в телекоммуникационном бизнесе составила от 100 млн. до 500 млн. форинтов (475 тыс.–2,4 млн. USD), применяется ставка налога 2,5%, от 500 млн. до 5 млрд. форинтов (2,4 млн.–23,8 млн. USD) — 4,5%, свыше 5 млрд. форинтов (23,8 млн. USD) — 6,5%.

13 европейских концернов направили в Еврокомиссию жалобу на Венгрию, потребовав наложить на нее санкции за введение этого налога, не распространяющегося на венгерские фирмы. Если комиссия сочтет, что Будапешт нарушил правила, то может быть возбуждено дело о нарушении договора ЕС. В самой же Венгрии конституционный суд был лишен парламентом права выносить судебные решения по вопросам бюджетной политики, после того как суд счел противоречащим конституции новый, имеющий обратную силу закон о введении специального кризисного налога.

В результате этих реформ правительство запланировало сократить дефицит бюджета до 3,8% ВВП в 2010 г. и 2,9% ВВП в 2011 г., обеспечив одновременно рост ВВП на 1,6% в 2010 г., на 3% в 2011 г. и до 5% в 2013 г. Агентство Fitch, однако, в декабре понизило суверенный рейтинг Венгрии до BBB- (хорошая кредитоспособность) с негативным прогнозом, предупредив, что пересмотр пенсионных реформ и отсутствие согласованной среднесрочной налогово-бюджетной политики подрывает веру в долгосрочную стабильность государственных финансов. Однако правительство Венгрии обещает в феврале 2011 г. объявить о структурных реформах, направленных на сокращение госрасходов.

Наталья НИКАНДРОВА, финансовый директор компании Ernst & Young