$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Вендинг,

14.05.2010

Развитие вендинга, то есть торговли посредством автоматов, набирает обороты. Это динамично развивающийся бизнес, растущий на 30–40% ежегодно. Объем рынка за 2009 г., по оценкам экспертов, составил 170 млрд. USD.

Преимущества данного вида деятельности очевидны: маленькая площадь, необходимая для установки автоматов, а также возможность круглосуточных бесперебойных продаж. Ведь кофе-машина не попросит выходного и не уйдет в отпуск. С другой стороны, начинающим вендерам придется потратить немало средств и нервов, чтобы превратить свою сеть в доходный бизнес.

Прообразы автоматической торговли существовали в СССР — механические аппараты по продаже газировки и шоколадок. А также небезызвестные таксофоны. В те времена в Минске даже работал целый магазин, в котором можно было приобрести молоко и другие продукты посредством автоматов. Катализатором развития вендинга на постсоветском пространстве стала компания Nestle, которая, приходя на очередной рынок, развивала сеть автоматов, а затем снабжала операторов оборудованием и ингредиентами. Таким образом, в Беларуси первые кофейные аппараты появились в 1994 г.

Сегодня в мире действует порядка 22 млн. автоматов, которые продают холодные напитки в банках, бутылках и на розлив, свежевыжатый сок, мороженое, горячий картофель и кофе, а еще шоколадки, чипсы, орешки, готовые бутерброды, газеты…

«В стране этот вид деятельности освоен не более чем на 5%, — считает директор ООО «Сиба-Вендинг» Вячеслав Смирнов. — Наша компания на рынке с 2006 г. и сегодня обслуживает 20 автоматов по Минску. То есть заправляет необходимыми ингредиентами, производит чистку механических элементов, при необходимости ремонтирует. Кроме того, осуществляет продажу и установку кофе-машин. Сейчас растет спрос на данный вид услуг, поэтому планируем в течение трех лет расширить свою сеть до 400 аппаратов».

ТОРГОВЛЯ через автоматы — достаточно специфический род деятельности, который регулируется, в первую очередь, Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания (утв. постановлением Совмина от 7.04.2004 № 384), а также другими документами, регламентирующими розничную торговлю. Вендинговая деятельность подлежит лицензированию, которое осуществляется райисполкомами (для периферии и областных центров) либо Мингорисполкомом (для желающих работать в столице). Установку автомата, по словам В.Смирнова, необходимо согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами.

Чтобы определить доходность того или иного места, на котором планируется размещение аппарата, существует ряд критериев. Первым делом оценивается количество потенциальных клиентов на объекте (в магазинах, отелях, учреждениях образования и здравоохранения) и их платежеспособность. Доходность автомата определяется количеством, к примеру, стаканов кофе, купленных в течение месяца. Так, при показателе в 1 тыс. стаканов место будет низкорентабельным. Если цифра доходит до 8 тыс., то это говорит о правильном выборе площади и высокой доходности установленного там аппарата. Однако многие крупные операторы вендинга придерживаются принципа, что месячная выручка с автомата в 1 млн. Br — это как минимум неплохо и переносить машину не стоит, поскольку в другом месте может быть еще и хуже. «В среднем рентабельность вендинга (с учетом расходов на аренду, ингредиенты, налоги и зарплату) составляет 10–15%», — уверен директор ООО «Сиба-Вендинг». При наличии большого количества обслуживаемых аппаратов необходимо содержать склад продукции и штат сотрудников, которые будут следить за их работой и состоянием. А это также увеличивает издержки, а значит — и цены на конечный продукт.

В мире постоянно составляются рейтинги наиболее популярных мест для установки вендинг-машин. В них обычно лидируют офисы (59%), производственные помещения (18%), отели и учреждения здравоохранения (7%). На учебные заведения и торговые точки приходится всего по 5%. В Беларуси, считает В.Смирнов, ситуация выглядит иначе. Первое место по окупаемости кофе-автоматов принадлежит школам, колледжам и университетам. На их долю приходится около 46%, на отели и учреждения здравоохранения — 35%, офисы — 15%, а на торговые точки —1%.

ЧТО КАСАЕТСЯ ставок аренды, то в России, Европе и Америке площади под автоматы арендодатели выделяют на безвозмездной основе, осознавая, что вендинговые машины — это дополнительный сервис для клиентов. У нас же, по словам заместителя директора УП «Эреа-Маркет Сервис» Игоря Гинко (компания специализирется на поставке аппаратов и ингридиентов для автоматов), арендные ставки доходят до 600 EUR за 1 м2. И даже этот метр вендеру сложно заполучить, поскольку арендодатели, стремясь побольше заработать, предлагают «в нагрузку» и 8 м2, и 9 м2. А для вендинга — это неподъемная ноша.

Представители мирового вендинга сходятся во мнении, что быстрее всего окупаются «детские» механические автоматы по реализации жвачек, игрушек и леденцов — за 6 месяцев при объеме продаж 50–100 единиц в сутки. Для кофе-машин этот показатель составляет 10–12 месяцев. А в Беларуси он доходит до 3–3,5 лет. И может даже превышать такие цифры для «снековых» машин, торгующих фасованной продукцией. В отечественных условиях получается очень низкорентабельный бизнес, поскольку подобная техника стоит дороже обычных кофейных автоматов и требует наличия склада продукции. Кроме того, сказывается низкая, по сравнению с Америкой и Европой, платежеспособность населения.

По данным российской Национальной ассоциации автоматизированной торговли, в Японии один аппарат приходится на 20 человек, в США — на 38, в Европе — на 100, в РФ — на 17–20 тыс. В Беларуси сейчас установлено около 2,5 тыс. автоматов. Из них 1 тыс. — в столице, т.е. примерно 1 аппарат на 1,8 тыс. жителей. Так что остается еще огромное количество площадей, теоретически способных «приютить» кофейный или другой подобный агрегат. Следует отметить, что развитие этого бизнеса сдерживается высокими требованиями санэпидемстанций, сложностями с получением лицензии и достаточно дорогой арендой.

В БОЛЬШИНСТВЕ стран мира вендеры платят налоги от 20% (в Европе) до 35% (в США) от выручки. В РФ подобный вид деятельности облагается единым налогом на вмененный доход. В нашей стране, по словам директора ООО «Сиба-Вендинг», это может быть 6% от выручки с уплатой НДС 20%, или 8% от выручки без НДС, или 15% от валового дохода без НДС.

В Беларуси пока нет крупных операторов, которые бы содержали, допустим, по 500 автоматов. В Минске работает несколько компаний, операторская сеть которых превышает сотню машин. Отечественные вендеры в основной своей массе предпочитают использовать европейскую технику, как новую, так и бывшую в употреблении. Однако есть и такие, кто делает ставку на недорогие китайские и корейские аппараты.

Сегодня в стране розничная торговля с использованием автоматов, оснащенных купюроприемниками, — вид деятельности, не требующий применения кассовых суммирующих аппаратов. Однако реализовывать данное право вендеры смогут только до 1 июля 2011 г. А потом за каждый приобретенный стакан кофе автомат должен будет выбить чек покупателю.

Распространенное мнение о том, что вендинг — это высокодоходный бизнес с рентабельностью в 300–500%, культивируемое компаниями, продающими автоматы, — неверно. Людям, которые приходят в этот вид деятельности, как отмечает И.Гинко, необходимо четко осознавать, что в вендинге быстрых денег не бывает. Средняя стоимость одного аппарата составляет 3,5 тыс. EUR. Оптимальное количество автоматов для новичка — порядка 10 штук (именно столько машин может обслуживать один человек). Плюс ко всему необходимы ингредиенты (а затраты на них составляют 50% выручки). А дальше — налоги, аренда, зарплата персоналу. Очевидно, что без стартового капитала этот бизнес не построишь, каким бы легким и перспективным он ни казался на первый взгляд. К тому же потребителя в данном случае сложно удивить ценой (во всех автоматах она примерна одинакова). Зато можно сделать ставку на связанный сервис, означающий для покупателей определенный знак качества.

Евгения ЖУКОВСКАЯ