$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ВЕКТОР ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ- УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

20.05.2011

Необходимость исключения излишнего регулирования рынка труда определена положениями Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива № 4). В целях реализации положений подп. 7.1 и 7.2 п. 7 Директивы № 4 принят Указ Президента от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее — Указ № 181), который вступает в действие с 1 июня 2011 г. Основные новации документа прокомментировала Министр труда и социальной защиты Марианна ЩЕТКИНА.

Главной новацией Указа № 181 является придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС). Субъектам предпринимательской деятельности с 1 июня 2011 г. предоставлено право самостоятельно принимать решение о выборе любой системы оплаты труда работников.

Необходимо отметить, что нормы Указа № 181 не отменяют применение ЕТС при установлении оплаты труда работников субъектов предпринимательской деятельности, а предоставляют коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям право выбора: определять оплату труда работников на основе ЕТС либо без ее учета. При этом те наниматели, которые примут решение о сохранении действующих у них условий оплаты труда работников, не обязаны закреплять это решение в каком-либо локальном нормативном правовом акте.

Решение нанимателя перейти на новые условия оплаты труда, т.е. без учета ЕТС, может быть принято в любом виде (приказ, распоряжение, положение и др.). При этом в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса он обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за один месяц.

При переходе на новые условия оплаты труда с целью социальной защиты работников в Указе № 181 предусмотрены две нормы:

– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент введения новых условий оплаты труда;

– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде. Основной такой гарантией является размер минимальной заработной платы, установленный законодательством (далее — МЗП).

Постановлением Совмина от 20.12.2010 № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная МЗП установлена в размере 460 000 Br, часовая — 2 710 Br. С учетом индексации в апреле 2011 г. месячная МЗП составляет 491 920 Br, часовая — 2 900 Br (письмо Минтруда и соцзащиты от 14.05.2011 № 03-03-14/2251п с разъяснением по определению доплаты до установленного размера МЗП размещено на официальном сайте Министерства).

Указом № 181 значительно расширены права нанимателей в вопросах формирования условий оплаты труда работников, в т.ч. повышения их тарифных ставок (окладов) и установления выплат стимулирующего характера.

Так, в частности, в нем предусматривается отмена действия ранее установленного Декретом от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» единого норматива в размере 80% средств, направляемых на выплату премий и надбавок, в отношении коммерческих организаций. Данный норматив будет действовать только для организаций-монополистов, что соответствует положениям п. 1 Директивы № 4 в части сохранения государственного регулирования цен на продукцию организаций-монополистов (таких в республике около 200, или 1,1% от общего числа организаций).

Снятие названного ограничения позволит нанимателям при определении размеров заработной платы работников применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление их материальной заинтересованности в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход и, соответственно, платить по труду.

Кроме того, создаются условия для повышения тарифных ставок (окладов) работников в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей для всех субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. и государственной формы собственности, что ставит их в равные условия.

Принятие Указа № 181 позволяет значительно снизить количество нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда работников субъектов предпринимательской деятельности, и упростить существующую нормативную правовую базу.

Этот год — год Предприимчивости, и на современном этапе развития экономики принятый главой государства Указ № 181 будет способствовать стимулированию предприимчивых людей — инициативных, думающих, энергичных, которые могут и, самое важное, хотят добиться успеха во всех сферах жизни общества, способных формировать сознание работников в духе рыночных отношений. При этом основные усилия руководителей всех уровней управления должны быть направлены на внедрение эффективных систем стимулирования высококвалифицированных работников, сочетающих материальные и моральные стимулы. Особое внимание должно быть уделено работникам, занятым реализацией инновационных и инвестиционных проектов, разработкой новой техники и новейших технологий. Творческая активность и находчивость, изобретательность и практичность, умение принять в нужный момент правильное решение должны стимулироваться.

Кроме того, реализация норм Указа № 181 будет способствовать формированию рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в республику.

С принятием данного документа в коммерческих организациях оплата труда работников будет осуществляться на основе локальных нормативных правовых актов, что значительно усилит роль коллективно-договорного регулирования вопросов оплаты труда работников. При этом максимально должны учитываться эффективность вклада каждого работника в результаты труда и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, для субъектов предпринимательской деятельности в области оплаты труда сняты практически все ограничения, предоставлены широкие возможности в применении различных систем оплаты труда, в т.ч. и с использованием зарубежного опыта, надо только грамотно и эффективно ими воспользоваться.