Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ведомственные дошкольные учреждения оказались вне бюджетной ведомости

ОАО "Строительный трест N 12" г.Могилева просит дать консультацию по следующему вопросу. Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" (ст.23, п.2) предусмотрено, что областные и Минский городской Советы депутатов направляют средства местных бю...
ОАО "Строительный трест N 12" г.Могилева просит дать консультацию по следующему вопросу. Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" (ст.23, п.2) предусмотрено, что областные и Минский городской Советы депутатов направляют средства местных бюджетов на содержание ведомственных детских дошкольных учреждений. На балансе треста имеются два детских дошкольных учреждения с численностью детей 260 человек и штатом сотрудников 100 человек. Письмом от 2002-01-10г. N 9 Управление образования Могилевского горисполкома сообщило, что на основании письма от 8.01.2002г. N 02-04/21 городского финансового отдела Могилевского горисполкома, ввиду ограниченности доходной части бюджета в условиях отставания реального сектора экономики и выполнения прогнозных показателей роста валового внутреннего продукта, решением сессии городского Совета депутатов от 28 декабря 2001г. "О бюджете города Могилева на 2002 год" установлено, что в 2002 году за счет бюджета города производится финансирование детских дошкольных учреждений только в части расходов по оплате труда с начислениями. Финансирование других статей осуществляется за счет средств предприятий, на балансе которых находятся детские дошкольные учреждения. Правомочно ли такое решение сессии городского Совета депутатов или оно вступает в противоречие с Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год"?

Б.ВАКСМАН, генеральный директор

Учитывая экономическую и социальную заостренность проблемы, с которой столкнулся директор (и, надо полагать, сотни других руководителей), редакция не только направила это письмо в адрес Могилевского облисполкома, но и попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию юриста. Ниже публикуем полученные материалы.

Круг вопросов, поднятых в письме генерального директора открытого акционерного общества "Строительный трест N 12", регулируется следующим законодательством: Законом "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", Законом "О предприятиях" и Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год".

Согласно ст.12 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов -- решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Из абзаца 7 ст.17 вышеуказанного Закона следует, что источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, местных бюджетов -- решениями соответствующих Советов депутатов. А согласно ст.30 местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Расшифровки понятия "направляют средства из местных бюджетов" действующее законодательство Республики Беларусь не содержит. В данном случае это понятие следует толковать согласно сложившейся практике и общего смысла законодательства.

Бюджет г.Могилева в 2001г. исполнялся крайне напряженно. Несмотря на принимаемые меры, поступающие доходы не позволили обеспечить финансирование плановых расходов, производимых учреждениями бюджетной сферы.

Для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с кассовым разрывом бюджет г.Могилева начиная с марта 2001г. вынужден ежемесячно привлекать кредиты банка для финансирования вышеназванных расходов.

По итогам работы 2001г. доля финансирования только социальной сферы составила 65,6% от объема расходов городского бюджета.

Утвержденный на 2002г. бюджет г.Могилева значительно ограничен в финансовых ресурсах.

По оперативным данным, за I квартал текущего года в бюджет поступило средств в размере 14126,8 млн.руб. при плане 17380,0 млн.руб., или 81,2%. Денежные средства в основном были направлены на финансирование защищенных расходов. Дефицит бюджетных средств и, как следствие, ежемесячный рост кредиторской задолженности бюджета города усугубляет финансовую ситуацию в бюджете. По состоянию на 1.04.2002г., задолженность бюджетной сферы составила 5698,1 млн. руб., в том числе по продуктам питания -- 926,7 млн. руб., приобретению медикаментов -- 342,1 млн.руб., начислению на заработную плату -- 1502,0 млн. руб.

Недостаток средств в городском бюджете исключает возможность полного финансирования ведомственных детских дошкольных учреждений, числящихся на балансе предприятий и организаций.

Обращаем внимание, что в соответствии с поручением Совета Министров РБ Положение о порядке финансирования ведомственных детских дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов должно быть согласовано с Министерством финансов РБ. Однако на 2001--2002гг. Положение отсутствует.

Принятие решения городским Советом депутатов по финансированию ведомственных дошкольных учреждений только в части расходов заработной платы с начислениями является вынужденной мерой, но позволяет возместить предприятиям до 70% по их содержанию.

О.ТАБАНЮХОВ,
заместитель председателя Могилевского городского исполнительного комитета

КОММЕНТАРИЙ

Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" предусмотрено, что областные и Минский городской Советы депутатов направляют средства местных бюджетов на содержание ведомственных детских дошкольных учреждений. Постановлением Совмина "О мерах по реализации Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002г." Министерству образования поручено разработать положение о порядке финансирования в 2002г. ведомственных детских дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов. Министерство по согласованию с областными и Минским городским исполкомами разработало такой порядок и утвердило его своим постановлением от 2002-03-22г. N 7. Документом установлено, что финансирование расходов на содержание ведомственных детских дошкольных учреждений осуществляется на основе сметы расходов, которая определяет объем, условия направления и поквартального распределения выделенных средств. Смета расходов на содержание учреждений составлена по нормативам, действующим для соответствующих бюджетных учреждений по типовой форме, утвержденной Министерством финансов. В смете должны отражаться все расходы учреждений, за исключением капитальных вложений, и источники покрытия этих расходов -- ассигнования из бюджета и родительская плата. Расходы на содержание сверх ассигнований из бюджета покрываются организацией за счет прибыли.

Однако отдельными пунктами положения оговорено, что при наличии финансовых возможностей местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решения о направлении средств местных бюджетов на капитальные расходы учреждений.

Отдельно обращаем внимание на то, что расходы, включенные в смету расходов учреждения, должны быть обоснованы расчетами. К смете расходов учреждений прилагаются сведения о помещениях, занимаемых учреждением (кубатура, площади, система отопления, наличие водопровода, канализации), и о производственных показателях учреждения (число детей, количество групп и др.). Необходимо также приложить копии штатного расписания и тарификационных списков педагогического и медицинского персонала.

Положением определен порядок утверждения сметы расходов учреждения органами образования и прохождения документов через финансовые органы.

Предусмотрена также ответственность за нецелевое использование выделяемых бюджетных средств. Согласно Закону "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" при нецелевом использовании средств они подлежат взысканию в бесспорном порядке, а на руководителей учреждений, виновных в этих нарушениях, налагается административный штраф в размере от 5 до 10 базовых величин. Кроме того, на юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налагается штраф в двойном размере этих средств.

Рита КАШЕВСКАЯ,
юрист