$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЭД День открытых дверей©

17.11.2015

 

«Беларусь и Германия – актуальное состояние и перспективы экономического сотрудничества» – тема Дня немецкой экономики, проведенного на минувшей неделе в Минске. Спектр мнений дипломатов, чиновников и представителей бизнеса – от разочарования действительностью до осторожного оптимизма в будущем.

Главным разочаровывающим фактором является значительное сокращение объемов двухсторонней торговли в текущем году. Это, по мнению посла ФРГ Петера Деттмара, не соответствует потенциалу сотрудничества наших стран. Сокращение белорусского экспорта в Германию в январе–сентябре 2015 г., как считает заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД РБ Руслан Есин, – часть общей тенденции сокращения поставок товаров в ЕС, что вызвано пробелами в работе маркетинговых служб, недостатком высококвалифицированных менеджеров, отставанием в интернет-торговле.

Улучшить положение могли бы немецкие инвесторы. Беларусь, по словам Р.Есина, заинтересована, чтобы они пришли, в первую очередь, в машино- и автомобилестроение, химическую и нефтехимическую промышленность, энергетику, микроэлектронику, сферу высоких технологий, фармацевтику. Промышленная кооперация позволит нам расширить номенклатуру производимой и, прежде всего, инновационной продукции, что важно как для импортозамещения, так и для экспорта. Белорусские чиновники полагают, что продукция отечественной металлургии, сельского хозяйства, легкой промышленности была бы востребована в Германии, а белорусско-немецкие товары – на рынках третьих стран.

Германия является главным в Европе внешнеэкономическим партнером для организаций Минпрома: в 2014 г. их товарооборот с немецкими компаниями составил 380 млн. USD, сообщил заместитель министра промышленности Павел Утюпин. Устойчивый спрос немецких потребителей существует на продукцию Могилевского металлургического завода, Речицкого метизного завода, БМЗ, в меньшей степени – на двигатели, станки, прицепы, тракторы, торгового оборудования. Однако если некоторые наши предприятия имеют с ФРГ положительное сальдо (например, БМЗ), то другие – отрицательное (в т.ч. «Атлант»).

Немецкое оборудование занимает видное место в программах модернизации предприятий Минпрома. Но хотелось бы самим выпускать аналогичную технику. Так, станкостроители готовы выпускать немецкие станки по лицензионным договорам, участвовать в кооперации, создавать совместные предприятия. Холдинг «Автокомпоненты» и другие машиностроительные предприятия республики охотно взялись бы за выпуск комплектующих для немецких автомобилей.

Но, чтобы принять такие предложения, немецкие компании должны быть уверены в качестве производства и конкурентоспособности цен. Именно этим руководствовалась в свое время Zeiss AG, создавая здесь СП ООО «Цейсс БелОМО». Его деятельность оправдала ожидания, считает директор СП Тимофей Савран.

В Беларуси в настоящее время работают 333 предприятия с немецким капиталом, а также 77 представительств компаний ФРГ. Их численность в последние годы практически не менялась. Среди главных причин такого застоя – непривлекательный имидж Беларуси в мире и неконкурентные условия ведения бизнеса. Сегодня международная репутация республики улучшилась, ряд секторов ее экономики заслуживает внимания немецких предпринимателей. В первую очередь, это IT-сфера, считает Ульф Шнайдер, основатель и управляющий партнер консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP, работающей в постсоветских странах. Он готов рекомендовать соотечественникам создавать в Беларуси дочерние производства со сбытом продукции на рынке ЕАЭС.

Впрочем, быстро немецкий бизнес принимать подобные решения не станет. Например, транспортно-экспедиторская компания DW Schenker открыла в Минске представительство за 10 лет до того, как учредила здесь дочернюю фирму ИООО «ДБ Шенкер», рассказал его директор Александр Крученков. Благодаря мощной материнской компании, входящей в состав немецких железных дорог (Deutsche Bahn) и имеющей филиалы во многих странах мира, белорусское подразделение успешно работает на местном рынке.

Автоперевозчикам, не имеющим такой поддержки, приходится сегодня несладко. Все они рассчитывали на рост товаропотоков между ЕС и ЕАЭС, но украинские события не только его остановили, но и повернули вспять. Из-за отсутствия заказов некоторые участники рынка начали распродажу автотранспорта и готовятся к банкротству.

Негативный опыт работы в Беларуси получило ИП «КонтинентБелЛогистик», учрежденное в 1998 г. региональной немецкой компанией из Тюрингии Kontinent Spedition. Условия деятельности предприятий в транспортной сфере усложняются, жалуется директор Василий Васалатый. Среди проблем – появление платных дорог, введение утилизационного сбора, пошлины за допуск к дорожному движению, подорожание топлива, услуг по ремонту техники, снижение тарифов на перевозку.

Настораживают иностранных, в т.ч. немецких, инвесторов особенности белорусского законодательства, в частности, меры ответственности, несоразмерные совершенным правонарушениям, произошедшим вследствие человеческого фактора, считает Дмитрий Вильтовский, директор компании «Арцингер и партнеры», учрежденной белорусскими и немецкими юристами. Негативно также воспринимается нестабильность нашего законодательства, в особенности налогового. Эти риски усиливает неопределенность, исходящая от ЕАЭС, поскольку союзное законодательство еще находится в стадии формирования. Поэтому трудно спрогнозировать последствия интеграционных процессов для условий работы зарубежных компаний в Беларуси.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях