$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ВЭД. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ЕВРОСОЮЗЕ

06.11.2015

Как и на евразийском пространстве, в Евросоюзе активно идет процесс изменения таможенного законодательства, с которым важно ознакомиться белорусским организациям, сотрудничающим с ЕС. 1 мая 2016 г. ступает в силу Таможенные кодекс Союза (Union Customs Code) (далее – ТКС), который придет на смену действующему с 1994 г. Таможенному кодексу Сообщества (Community Customs Code). Сейчас ведется разработка подзаконных нормативных актов в его развитие, но содержание основных новаций уже можно проанализировать.

Марина РОМАНОВА, советник члена Коллегии (Министра)

по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии

В ТКС содержится концепция «централизованного оформления». Она была одной из ключевых новаций и в Модернизированном таможенном кодексе Сообщества, принятом в 2008 г., но не вступившем в силу. На смену ему и пришел ТКС. Данная концепция состоит в том, что определенная категория лиц будет иметь возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения, вне зависимости от того, через какую из стран ЕС товары были ввезены на его таможенную территорию или в какой из этих стран они были использованы.

К подобной категории лиц согласно ТКС относится один из типов уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО), обладающий преимуществами в сфере таможенных упрощений.

Понятие УЭО в таможенном законодательстве ЕС в определенном смысле близко аналогичному в Таможенном кодексе Таможенного союза, поскольку в их общей основе лежат рекомендации Всемирной таможенной организации.

Экономический оператор, созданный на таможенной территории ЕС и соответствующий условиям, установленным ТКС, может запросить статус уполномоченного экономического оператора в виде статуса «таможенное упрощение» или «защита и безопасность».

Первый вид дает экономическим операторам возможность получать преимущества от определенных упрощений таможенного законодательства, а второй – позволяет использовать упрощения в сфере безопасности.

Критериями присвоения статуса УЭО в соответствии с ТКС являются:

1) подтверждение соответствия требованиям таможенного и налогового законодательства;

2) удовлетворительная система регистрации коммерческих и (при необходимости) транспортных операций, которая позволяет осуществлять таможенный контроль;

3) подтверждение платежеспособности;

4) в случаях, когда уполномоченный экономический оператор желает использовать преимущества, предоставляемые таможенным законодательством в части упрощения таможенных операций, – соответствие стандартам уровня знаний или профессиональной квалификации, непосредственно связанным с осуществляемой деятельностью;

5) в случаях, когда уполномоченный экономический оператор желает использовать преимущества в отношении таможенного контроля, связанные с безопасностью, – соответствие установленным стандартам безопасности.

Таможенный орган, в который подается таможенная декларация в рамках концепции централизованного оформления, должен выполнить ряд действий:

– осуществлять надзор за помещением товаров под соответствующую таможенную процедуру;

– осуществлять необходимые проверочные мероприятия в отношении таможенной декларации;

– при необходимости запрашивать у таможенного органа, в который фактически представлены товары, необходимую информацию, осуществлять проверочные операции в отношении таможенной декларации;

– осуществлять таможенные формальности для возврата сумм импортной или экспортной пошлины в рамках любой таможенной задолженности.

Осуществляя централизованное оформление, таможенные органы, в которые подана таможенная декларация и фактически представлены товары, должны обмениваться информацией, необходимой для проверки таможенной декларации и выпуска товаров.

Выпуск товаров осуществляется таможенным органом, в который представлена таможенная декларация, на основании операций контроля, проведенных непосредственно им самим и таможенным органом, в который представлены товары.

В ТКС закреплено, что Европейская комиссия должна принять имплементационные положения о процедурных правилах осуществления централизованного оформления.

В проекте имплементационного акта, представленного Еврокомиссией для широкого обсуждения в декабре 2014 г., важной особенностью централизованного оформления является его разделение на два вида: 1) когда таможенный орган, в который подана декларация, и таможенный орган, в который представлены товары, находятся в одной стране; 2) когда они находятся в разных государствах – членах ЕС.

Во втором случае, если товары подлежат обложению акцизами или НДС в рамках соответствующих таможенных процедур, полная информация о таможенной декларации, содержащихся в ней сведениях должна быть предоставлена в государство – член ЕС, в котором подлежат уплате таможенные платежи.

Окончание с. 16

Централизованное оформление

в Евросоюзе

Окончание. Начало на с. 15

Кроме того, ТКС предусматривает, что условия предоставления статуса уполномоченного экономического оператора соответствующего типа, необходимого для использования централизованного оформления (предоставления так называемой авторизации для доступа к данной возможности), будут содержаться в делегированном акте, который должен быть принят в развитие ТКС.

Опыт реализации порядка авторизации (допуска) к упрощениям в таможенной сфере в ЕС уже нарабатывается. В настоящее время существует понятие единой авторизации к упрощенным процедурам. Она позволяет экономическим операторам использовать упрощенные декларации в том государстве – члене ЕС, в котором они учреждены в целях осуществления таможенных формальностей в отношении импорта/экспорта, вне зависимости от того, где эти операции осуществляются. В качестве такой упрощенной декларации может использоваться и периодическая таможенная декларация.

Разработка понятия единой авторизации началась еще в 2005 г., а уже в 2008-м началось обсуждение концепции «централизованного оформления». Тогда же были сделаны ключевые выводы о том, что необходимо для внедрения данной концепции: максимальная информатизация таможенных операций, внедрение единых подходов к порядку взимания косвенных налогов во всех государствах – членах ЕС, обмен данными между всеми заинтересованными государственными органами и экономическими операторами в режиме реального времени и ряд других.

В заключение требуется отметить, что возможность централизованного оформления в Евросоюзе будет предоставлена только отдельной категории УЭО, которые по своей сути являются лицами, наделенными определенным уровнем доверия со стороны таможенных органов ЕС. Это говорит о сложности реализации данного механизма и невозможности (по меньшей мере, на начальном этапе такой реализации) вовлечения в него всех участников внешнеэкономической деятельности. Однако в ЕС уже сейчас компании стараются получить статус УЭО, чтобы воспользоваться преимуществами централизованного оформления. Среди них есть немало торговых партнеров белорусских организаций, которые вскоре заметят результаты планируемых изменений.