Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ" торможения частного бизнеса

Рискует не вписаться в реальную жизнь документ, представленный на прошедшем во вторник заседании Консультативного совета проекта правительства РБ и Программы развития ООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора"...
Рискует не вписаться в реальную жизнь документ, представленный на прошедшем во вторник заседании Консультативного совета проекта правительства РБ и Программы развития ООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора". Несмотря на то, что положения документа более чем разумны, а его уровень был признан хорошим, даже сами авторы не уверены, что он сможет в ближайшее время что-либо изменить в белорусском бизнесе.

"Основные направления экономической политики по минимизации административных барьеров на пути развития малого предпринимательства" -- так было решено переименовать документ, разработанный персоналом дирекции совместного проекта правительства РБ и Программы развития ООН.

В первом варианте названия документа присутствовало слово "стратегия", которое решили убрать из-за излишней громкости. Впрочем, на стратегию документ пока и не претендует. Тем не менее его задача -- очертить контуры механизма, способного снизить административные преграды для развития предпринимательства с учетом мирового опыта. Однако, как было отмечено на заседании, во многом документ -- только "введение в тему" и возлагать большие надежды на то, что завтра он сможет изменить существующую систему, не стоит.

"Если мы отрубаем одну голову, на ее месте вырастает другая, а то и три головы", -- прозвучала реплика на заседании. Некоторые члены Совета убеждены, что во многом развитию предпринимательства препятствуют интересы отдельных чиновников. Так, когда снизили количество лицензируемых видов деятельности, тут же появилась словно для компенсации потерь сертификация рабочих мест, которая для многих предпринимателей стала еще большей проблемой. А борьба с киосками -- не что иное, как воплощение интересов чиновников, связанных с госторговлей и строительством новых торговых комплексов.

Таким образом, поддержка предпринимательства, о которой сегодня заявляет государство, зачастую оборачивается борьбой с ним. Сочинение документов и выработка стратегий не решает проблем, равно как и наличие институтов -- только союзов предпринимателей сегодня в Беларуси зарегистрировано 95. А за четыре года существования Совета по развитию предпринимательства при Президенте рост административных барьеров был особенно высоким (в Беларуси потери от них сегодня вдвое выше, чем в 19 странах с переходной экономикой). Реально ни "советы", ни "союзы" ничего изменить не могут. Что меняется от того, что сегодня рассматриваются в Совете проекты всех декретов и указов? Хотя многие из них не были там завизированы, это не помешало их дальнейшему принятию. Как отметили сами члены Совета, его КПД гораздо меньше, чем хотелось бы. А для проведения качественного мониторинга и глубокого изучения законодательства нужны ресурсы, которыми ни корпоративные объединения, ни Совет по развитию предпринимательства не располагают.

Наглядно же бессилие организаций по защите интересов бизнеса демонстрирует представленный на заседании отчет о результатах апробации Методических рекомендаций по оценке потерь, вызванных административными барьерами в развитии предпринимательства, который был разработан сотрудниками Института экономики НАН Беларуси и Института управления и предпринимательства. Хотя расчеты ученых приблизительны, картина получается достаточно яркая. На перерегистрации частный бизнес потерял 419 тыс. USD, неофициальные затраты на получение лицензий потянули еще на 70 тыс., выдача гигиенических сертификатов -- почти 5 млн. USD. Административные проверки, по данным на 2002г., обошлись частному сектору в 48 млн. USD, а преодоление барьеров по входу на рынок -- почти в 21 млн. Авторы исследования попытались оценить также и теневой оборот, который, по их данным, в целом по экономике составляет около 30%. Причем в торговле за счет уклонения от налогов в "тени" оказалось 50--55% доходов. Бюджет же в результате недополучил около 750 млн.USD. Большинство предпринимателей убеждены, что сегодня работать полностью легально практически невозможно.

Члены Совета предложили проводить подобные исследования ежегодно, чтобы проследить динамику потерь в зависимости от изменений законодательства. Причем большое значение должна приобрести популяризация полученных результатов, их доведение до представителей власти, особенно ее среднего звена. Хотя, с другой стороны, реакция чиновников может быть и прямо противоположной ожидаемой. Например, основанием для решения обязать предпринимателей все расчеты свыше 200 USD осуществлять в безналичной форме, принятого 2 года назад, послужила именно информация о росте теневого сектора экономики.