$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Вечное сияние инновационных фондов

18.07.2008

Отчисления в инновационные фонды необходимо вывести из налоговой системы, заявил на встрече с журналистами председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» (БСП) Александр КАЛИНИН, озвучивая предложения союза по совершенствованию бюджетно-налоговой политики Беларуси. Эти отчисления являются сегодня «одним из самых спорных видов налогов в республике», считает он.

По его мнению, формировать инновационные фонды нужно из чистой прибыли государственных предприятий после уплаты всех налогов как централизацию в рамках госсектора части фондов развития производства предприятий. А негосударственные предприятия следует освободить от такого платежа.

Главным недостатком отчислений в инновационные фонды является то, что они взимаются в процентах от себестоимости — даже при убыточной работе субъекта хозяйствования. Кроме того, установлены различные ставки отчислений. Например, для предприятий Минэнерго и Минтранса они достигают 19%, Минсвязи — 17,5%. Это довольно высокие цифры, которые искусственно завышают тарифы на услуги предприятий этих министерств и соответственно влияют на себестоимость продукции в других отраслях. В конечном итоге подрывается экспортный потенциал республики.

По мнению экспертов ОО, отчисления в инновационные фонды министерств, рассчитываемые и относимые на себестоимость, не стимулируют подведомственные предприятия работать эффективно.

Более того, обратил внимание А.Калинин, средства этих фондов расходуются неэффективно — «на цели, не соответствующие понятию инновация». Больше всего вопросов у налогоплательщиков, по его словам, вызывают отчисления в фонды Минторга и Минстройархитектуры, куда уплачивают взносы все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности.

Основной статьей расходов фонда Минторга (более 28%) является финансирование программ по энергосбережению, окупаемость которых растянется на не один десяток лет, да и целесообразность многих из них крайне сомнительна, считает руководитель корпоративного союза. Так, в 2007 г. выделено 115 млн. Br на внедрение энергосберегающего оборудования на КУП «Лидский комбинат бытовых услуг». Ожидаемая экономия — всего 3 т у.т. Кроме того, 1586,8 млн. Br израсходовано на реконструкцию помещений госмагазинов и ресторанов, 476 млн. Br — на содержание органов госуправления.

Между тем суммы, аккумулируемые в этих фондах, растут. Если в 2005 г. это был 1048 млрд. Br, то в 2008 г. планируется 1664,7 млрд. Br (или 1,5% ВВП).

Белорусский союз предпринимателей предлагает также расширить применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Учитывая планы правительства по отмене оборотных налогов, во-первых, следовало бы увеличить предел выручки, разрешающий применение УСН без уплаты НДС, до 1 млрд. Br, с уплатой НДС — до 3,5 млрд. Во-вторых, снизить ставку налога при УСН до 7% от выручки для предприятий и ИП, не уплачивающих НДС, и до 5% — для уплачивающих.

Инесса ГЕРМАНЧУК