$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВДОГОНКУ ЗА СОЮЗНИКОМ ПО НЕИЗВЕСТНОМУ МАРШРУТУ©

09.11.2011

Беларусь загорелась желанием в короткий срок присоединиться к ВТО, хотя встречных чувств к нам в этой организации, похоже, не испытывают. Кроме того, экономическая цена этой инициативы белорусов может скорее расстроить, нежели обрадовать. К таким выводам пришел обозреватель «ЭГ» по итогам международного круглого стола «Вступление в ВТО и региональная интеграция как инструменты вхождения Беларуси в многостороннюю торговую систему».

Переговоры о вступлении республики в ВТО начались еще в 1993 г., напомнил специалист по экономическим вопросам отдела присоединений Секретариата ВТО Димитар Братанов. С тех пор состоялось 7 формальных заседаний Рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО, в которую входит 39 государств-членов, причем последнее — в 2005 г. Тогда рабочая группа забраковала подготовленный нашими специалистами проект Сводного отчета соответствия требованиям ВТО. По мнению белорусской стороны, причина конфликта в позиции некоторых членов группы. С тех пор взаимоотношения сторон перешли в плоскость неформальных консультаций. Такая давность не облегчает возобновление процесса, констатировал Д.Братанов.

Впрочем, по мнению наших чиновников, процесс присоединения к ВТО затянулся еще и потому, что Беларуси необходимо было решать другие задачи, в первую очередь социальные, в т.ч. связанные с созданием рабочих мест. Правда, на круглом столе не стали уточнять, как этим приоритетам могло помешать установление торговых отношений с другими странами по правилам ВТО, и что станет с нашей социальной ориентацией, если мы эти правила примем.

Сегодня стороны предпочитают не распространяться о былых разногласиях: мол, за 6 лет много воды утекло, обстановка изменилась, прежние аргументы устарели. Сегодня членство в ВТО вновь стало приоритетом. По словам заместителя директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Игоря Назарука, это не самоцель, а экономическая необходимость: Беларусь, находясь на перекрестке транснациональных коммуникаций, не может быть закрытой. К тому же в отечественной экономике преобладает перерабатывающая промышленность и выпуск промежуточных товаров. Поскольку внутренний рынок невелик, основных потребителей следует активнее искать за рубежом.

Впрочем, ни геополитическое положение республики, ни структура ее экономики не были иными ни 18, ни 6 лет тому назад. Так что, наверное, комплект стимулов для трансформации взглядов официального Минска на ВТО был бы неполон без фактора влияния российской внешнеэкономической политики.

Напомним, первоначально создатели Таможенного союза рассчитывали, что «тройку» беспрепятственно примут в ВТО как единую таможенную территорию. Но такие надежды оказались тщетными. Авторитетные международные эксперты признали план «соображения на троих» нереальным. А потому Россия, не оглядываясь на союзников, продолжила покорение ВТО в одиночку. Отказ от первоначальных договоренностей в рамках ТС «старшего брата», похоже, не сильно волновал: национальные интересы были выше.

К тому же Россия продвинулась в переговорном процессе гораздо дальше Минска и Астаны. Оставалось урегулировать с ВТО разногласия по небольшой группе вопросов, в частности, режиму импорта мяса, законодательству по интеллектуальной собственности, поддержке сельского хозяйства и ввозу автомобилей. Учитывались ли при этом интересы Беларуси и Казахстана, точно сказать нельзя.

Как сообщил на круглом столе начальник отдела ВТО департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Михаил Черекаев, «в ВТО есть ряд конфиденциальных процедур, где «три страны не могут выступать вместе, именно по причине того, что этого не хотят наши партнеры».

Что же, их желания, кажется, удовлетворены. Заключительная фаза переговоров пройдена успешно, обойдены даже казавшиеся непримиримыми разногласия с Грузией. Так что уже в декабре РФ надеется на окончательное одобрение своего членства в организации.

Как только это произойдет, Москва собирается вспомнить о союзническом долге и помочь Беларуси и Казахстану присоединиться к ВТО. Наших чиновников такие заверения, безусловно, греют. Тогда, возможно, мы увидели бы реальную пользу от региональной интеграции: помимо роста взаимной торговли в рамках ТС, «старший брат» избавит Минск от ограничений экспорта, вызванных неучастием в ВТО.

Однако такие надежды может постигнуть та же участь, что и мечты о «тройном прыжке» в ВТО. В секретариате этой организации невысоко ценят протекционистские намерения Москвы. Хотя стремление Минска возобновить диалог в Женеве приветствуют, требования к Беларуси о соблюдению правил ВТО, как следует из выступления Д.Братанова, останутся достаточно высокими. Пока же, в июне 2011 г. страны -- члены ВТО получили обновленный план нормотворческих работ по приведению белорусского законодательства в соответствие с правилами и принципами ВТО. Теперь этот документ изучается в секретариате, а затем возобновятся официальные консультации с рабочей группы ВТО.

Потом предстоит договариваться с каждым членом ВТО по отдельности. Пока двухсторонние переговоры завершены с 10 из них. Это Молдова, Китай, Куба, Армения, Кыргызстан, Турция, Болгария, Индия, Панама, Доминиканская Республика. Еще с 12 странами они продолжаются. С кем конкретно, Д.Братанов не уточнил, сославшись на правила ВТО о конфиденциальности информации по текущим переговорам. Между тем, не исключено, что уже завершенные диалоги придется повторить. Дело в том, что предыдущие переговоры состоялись до создания ТС. Теперь же ситуация с таможенными тарифами изменилась. Поэтому сейчас в Секретариате ВТО еще дискутируют, не обязать ли Беларусь возобновить переговоры с начала. Такое решение уже принято по Казахстану, который до создания ТС завершил двухсторонние переговоры практически со всеми странами.

Поэтому рассуждения наших чиновников о позитивном влиянии региональной интеграции на глобальную не слишком совпадают с реальностью. Это, собственно, подтвердил Д.Братанов, признавшись, что не увидел ни одного «козыря» для Казахстана и Беларуси от их членства в ТС, которые бы давали им преимущества в процессе присоединения к ВТО. Более того, сегодня идет активная дискуссия о реформировании этой организации, что может создать нам дополнительные проблемы. «Чем дольше Беларусь остается за рамками ВТО, тем больше вероятность того, что ей придется столкнуться с новыми правилами, которые усложнят вхождение в эту организацию, -- резюмировал представитель Секретариата.

Главным же осложнением для союзников, которых Россия, по сути, подставила, являются таможенные тарифы. Дело в том, что обязательства по ним, принятые россиянами в процессе вступления в ВТО, как объяснил М.Черекаев, «должны стать Единым таможенным тарифом Таможенного союза». Однако правила ВТО запрещают стране-кандидату рассекречивать данные обязательства до официального членства в организации. Получается, что Москва не информирует Беларусь о новых ставках ввозных пошлин, например, на молоко, мясо, сахар, фрукты, автомобили, тракторы, телевизоры, холодильники, другие товары, имеющие первостепенную значимость для экономической безопасности нашей страны. Мы узнаем о них лишь после вступления в силу для РФ. Россия, разумеется, в первую очередь, отстаивала на переговорах собственные интересы и поэтому, как считают эксперты, вряд ли всерьез заботилась о защитных мерах для национальных экономик партнеров по ТС. В частности, россияне нашли с Евросоюзом и США консенсус по поставкам мяса и иной сельхозпродукции. Это означает, что нашему АПК и пищепрому придется конкурировать на рынках ТС не только с россиянами, но и со всем аграрным миром. При этом Москва отказалась от роста госсубсидий для своего АПК. До 2012 г. уровень его господдержки останется на нынешнем уровне — 9 млрд. USD в год, а с 2013 по 2017-й годы она будет сокращаться по графику до 4,4 млрд. Но в РФ сельское хозяйство и так на подъеме и, скорее всего справится своими силами, в отличие от белорусского. Российское лесное хозяйство немного потеряет от снижения пошлин на круглый лес (с 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр, до 6,5%), поскольку получит взамен сокращение числа пунктов пропуска «кругляка» через границу и рост переработки. Готовы ли к тому же их белорусские коллеги? Наконец, Москва надолго отстояла свой сугубо протекционистский режим промсборки автомобилей для уже заключенных соглашений: «компенсации» ЕС за локализацию производства автокомпонентов не будут иметь денежного выражении. С точки зрения импорта приведение средней ставки пошлин к уровню ВТО (с действующих 12—14% до 8%) будет означать для российских (а, следовательно, и белорусских) импортеров 50-процентное снижение налогового бремени. Так что арсенал защиты от вала импорта у стран Таможенного союза будет куда меньше. Как полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин,“помимо отраслевых потерь, которые коснутся сельского хозяйства, химии, машиностроения, мы еще допустим внешнюю конкуренцию на многих рынках, вплоть до рынка юридических услуг. А условия, когда глобальный кризис, нехватка спроса объективно требуют от всех усиления протекционизма, мы усиливать протекционизм, как новые члены ВТО, не сможем. Единственным способом защищать свою экономику будет либо девальвация, либо коррупционный барьер. То и другое — это лекарство, которое страшнее болезни”.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Тем временем

Двухпартийная группа американских законодателей 4 ноября поставила ряд новых вопросов относительно предполагаемого вступления России во ВТО. Конгрессмены обеспокоены тем, что Россия отступает от своего решения, принятого в 2006 г., о присоединении к Соглашению об информационных технологиях в качестве составной части процесса присоединения к ВТО. Это соглашение, которое ныне охватывает 70 стран, устраняет таможенные пошлины на многие высокотехнологичные товары. Участие здесь России критически важно для конкурентоспособности этих американских товаров на российском рынке. Конгрессмены требуют гарантий, что эти товары не будут облагаться в РФ таможенными пошлинами. Уверения, что Россия присоединится к соглашению после вступления в ВТО, не устраивает — американские компании, сотрудничающие с РФ хотят увидеть обязывающий письменный документ, который бы подтверждал, что Россия присоединится к пакту по информационным технологиям, сообщает Reuters.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях