$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Вдогонку за днем сегодняшним©

08.12.2015

Разработка проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 125-З), поступившего в октябре в Палату представителей, предусмотрена подп. 16.2 Декрета Президента от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3), споры вокруг которого не утихли до сих пор. В документ включен ряд норм, призванных изменить ситуацию на рынке труда, однако проект учитывает далеко не все реалии сегодняшнего дня.

Несмотря на то что в Декрете № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» названы конкретные направления изменения Закона № 125-З, разработчики проекта расширили перечень корректируемых статей.

ЭКОНОМИЧЕСКИ активное население принято делить на три группы: самозанятые, занятые не оплачиваемым семейным трудом и работающие по найму в неформальном и формальном секторах. К сожалению, и действующий Закон № 125-З, и проект не используют понятия «самозанятость» и «самозанятые граждане». Отсюда возникают проблемы с легализацией фриланса, в т.ч. в тех ситуациях, когда программисты или журналисты, находясь на территории Беларуси, работают на иностранного заказчика. Эта проблема тем более актуальна, что в кризисные времена организации стараются сокращать расходы, в т.ч. путем привлечения фрилансеров. В данном случае в Законе № 125-З можно было бы в качестве примеров самозанятости сделать отсылку к ст. 1 Гражданского кодекса и к ст. 295 Особенной части Налогового кодекса, перечисляющих виды деятельности, не являющейся предпринимательской.

В числе занятых в проекте почему-то не выделена категория граждан, работающих без трудового договора, но получающих вознаграждение. Это в первую очередь касается депутатов Палаты представителей и некоторых членов Совета Республики, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, членов ЦИК и др. В хозяйственных обществах вознаграждения без договора получают члены наблюдательного совета (совета директоров). Ввиду того что у нас не признана профессиональной деятельность независимых директоров, эти места, как правило, занимают лица пенсионного возраста, что особенно характерно для банковского сектора. А ведь профессия независимого директора вполне сравнима с иными признанными самозанятыми профессиями, такими как адвокат, нотариус и пр

В обосновании к проекту говорится, что в целях профилактики социального иждивенчества и стимулирования безработных к более активному поиску работы предусмотрено сокращение максимального периода нахождения граждан на учете в качестве безработных с 36 до 18 календарных месяцев. Согласиться с таким утверждением можно было бы при наличии большого количества вакансий на рынке труда, но сегодня ситуация значительно ухудшилась, найти работу стало намного сложнее, чем полтора-два года назад.

В соответствии с проектом вакансия – должность (профессия), предусмотренная штатным расписанием организации, которая не занята работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии). Иначе говоря, понятие вакансии связано только с нанимателем-организацией, тогда как рабочие места есть и у физических лиц (наем домашних работников), и у индивидуальных предпринимателей. Нотариусы, адвокаты, депутаты тоже могут нанимать себе помощников.

Государственная служба занятости ведет учет свободных рабочих мест (вакансий). Но банк данных, на наш взгляд, должен включать не только текущие вакансии, но и, как это, например, принято в Казахстане, информацию о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей.

В Закон № 125-З предлагается включить норму Декрета № 3, согласно которой наниматели обязаны в течение 5 дней вместо нынешних 2 недель письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите (далее – органы по труду) о наличии вакансии со дня ее появления с указанием условий труда и размера его оплаты. Более того, наниматели обязаны информировать органы по труду о заполнении (в день заполнения) свободных рабочих мест, о наличии которых ранее в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду.

ВОЗМОЖНОСТИ нанимателей использовать на выгодных финансовых условиях рабочую силу без заполнения вакансий Декретом № 3 расширены. Имеются в виду, прежде всего, общественные работы, выполнение которых разрешается как на основе срочного трудового, так и на основе гражданско-правового договора. Если служба занятости направляет на общественные работы безработного, то источниками его дохода являются средства нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, средства местных исполнительных и распорядительных органов и государственного внебюджетного ФСЗН. Если же общественные работы изъявляют желание выполнять работающие граждане, но находящиеся по основному месту работы в так называемых неоплачиваемых административных отпусках, то при наличии направления органа по труду наниматель вправе использовать их на общественных работах с выплатой им вознаграждения за счет средств ФСЗН.

Наниматель вправе оказывать некоторым категориям безработных граждан содействие в приобретении опыта практической работы, принимая их на работу по срочному трудовому договору в соответствии с полученной профессией, специальностью, присвоенной квалификацией. При этом государство частично компенсирует затраты нанимателя на оплату их труда.

Эти два варианта трудоустройства можно охарактеризовать как социальные рабочие места, но в проекте, вероятно, следовало бы оговорить, что при их организации не могут быть использованы вакансии на постоянные рабочие места, и они не создаются на производстве с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Еще одним вариантом социального рабочего места можно считать предоставление работы членам студенческих отрядов. В связи с этим в проект следовало бы включить нормы Указа Президента от 13.11.2015 № 459, предусматривающего определенным категориям нанимателей льготу в виде освобождения от уплаты обязательных страховых взносов на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) для работодателей в ФСЗН в части выплат, начисленных в пользу участников студотрядов.

И НАНИМАТЕЛИ, и лица, ищущие работу, в качестве трудового посредника выбирают либо государственную службу занятости, которая по закону оказывает им бесплатное содействие, либо частные агентства по трудоустройству, оказывающие платные услуги. Новелла законопроекта – норма, которая не только легализует на территории Беларуси деятельность агентств по трудоустройству, но и устанавливает в качестве условия их доступа к трудовому посредничеству необходимость аккредитации. Предполагается, что осуществлять ее, формировать и вести реестр таких юридических лиц и ИП будет Минтруда.

К сожалению, в проекте не прописана компетенция агентств по трудоустройству. В то время как, например, в Казахстане в аналогичном законе определяется компетенция частных агентств занятости, включая право организовывать профессиональную подготовку и переподготовку с последующим трудоустройством, деятельность, связанную с вывозом рабочей силы за границу.

Беларусь отказывается и от российского варианта использования частных агентств занятости, которые вправе реализовывать модель заемного труда. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 утверждены Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала). Именно для этих целей и вводится в РФ аккредитация.

В заключение хочется обратить внимание, что Беларусь, как и вся Европа, переживает демографический спад. Недавно первый заместитель министра экономики Александр Заборовский высказал мнение, что в ближайшие 5 лет активно занятое население сократится на 225 тыс. человек. Чтобы не решать проблему дефицита трудовых ресурсов с помощью мигрантов, следует, как считают специалисты, внедрять политику занятости для пожилых людей (гибкий график и пр.), что даст больший эффект, чем даже повышение пенсионного возраста. Кроме того, актуальной является поддержка стабильной занятости матерей – через доступность детских дошкольных учреждений и детского досуга, сокращение гендерных разрывов в оплате труда, замену длинных отпусков по уходу краткими, но хорошо оплачиваемыми. К сожалению, в проекте не предложены шаги в этом направлении.

Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ,

юрист