$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ВЧЕРАШНИЕ СБОРЫ И БУДУЩИЕ ПЛАНЫ©

12.07.2013

МНС удовлетворено сбором налоговых платежей в текущем году и предложило ряд изменений в белорусское налоговое законодательство на 2014 г. Об этом сообщил на пресс-конференции первый замминистра по налогам и сборам Сергей НАЛИВАЙКО.

Вечной и главной задачей налоговых органов остается наполнение казны. Сейчас поступления, контролируемые налоговыми органами, составляют свыше 70% всех доходов консолидированного бюджета. По предварительным данным, по состоянию на 1.07.2013 г. собрано свыше 65 трлн. Br (в текущих ценах на 37,8% больше, чем в январе–июне 2012 г.), в т. ч. в республиканский бюджет — 23,6 трлн. Br, местные — 41,4 трлн. Br (на 37,6% и 37,9% больше, чем год назад). В сопоставимых ценах (с учетом ожидаемого индекса-дефлятора ВВП 111%) темп роста поступлений в консолидированный бюджет составил 124,1%, республиканский — 124%, местные бюджеты — 124,2%. Таким образом, сбор налогов растет гораздо быстрее, чем экономика в целом. Так, по словам первого замминистра, бюджет недополучил 2,6 трлн. Br из-за роста складских запасов, а еще порядка 1,3 трлн. — из-за того, что ВВП растет более низкими темпами, чем было запланировано.

Поэтому налоговые органы не намерены почивать на лаврах, ограничиваясь успехами на фискальном фронте. Как заявил С.Наливайко, МНС собирается «стимулировать плательщиков к реализации их потенциала и служить мощным регулятором экономических и общественных процессов, способных продвинуть нашу страну на новые уровни развития». Поэтому, считает первый замминистра, надо «обдуманно и просчитанно» совершенствовать налоговые правоотношения.

В будущем году планируется сосредоточиться на упрощении налогового администрирования, сближении бухгалтерского и налогового учетов, а также на развитии современных IT-технологий с целью минимизации непосредственного контакта между плательщиками и налоговыми органами.

В этом в последнее время достигнут немалый прогресс. На 1.07.2013 г. к системе подачи налоговых деклараций в электронном виде подключено свыше 122 тыс. плательщиков, в т.ч. 72 тыс. юридических лиц и почти 50 тыс. ИП.

До конца 2013 г. МНС планирует внедрить сервисы для физических лиц в части предоставления информации об объектах налогообложения имущественными налогами, о налоговых извещениях об уплате этих налогов, об уплате налогов с использованием интернет-банкинга. Также налоговики намерены предоставить возможность заполнения ряда деклараций (например, представляемых плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения или уплачивающими единый налог) непосредственно на портале, без установки на своем компьютере АРМ «Плательщик». Проводятся консультации с крупными разработчиками бухгалтерских учетных систем с целью реализации возможности подачи электронных налоговых деклараций на портал МНС непосредственно из этих учетных систем, минуя АРМ «Плательщик».

В 2014 г. продолжится оптимизация налоговых льгот и совершенствование порядка осуществления налоговых вычетов и налоговой базы по НДС. Прорабатывается вопрос внедрения электронных налоговых счетов-фактур по НДС и создания системы камерального контроля за их движением, чтобы усилить борьбу с незаконным возмещением из бюджета НДС с использованием лжепредпринимательских схем.

У белорусских бизнес-союзов постоянные нарекания вызывает уплата НДС в рамках торговли в Таможенном союзе и ЕЭП. Главным предметом критики является подтверждение об уплате НДС партнером по сделке в своей стране. По мнению предпринимателей, достаточно подтвердить факт экспорта. Белорусским МНС совместно с компетентными органами России и Казахстана подготовлены проекты международных договоров, предусматривающих упрощение порядка налогового администрирования косвенных налогов во взаимной торговле с государствами — членами ТС и ЕЭП, которые планируется подписать в ближайшее время. Облегчение для плательщиков, судя по всему, будет состоять в том, что информацией об уплате налогов будут обмениваться налоговые органы, а пакет документов на бумажном носителе существенно уменьшится. Тем не менее вожделенной мечте об отмене подтверждения об уплате налога контрагентом по сделке сбыться пока не суждено.

Единственным изменением по налогу на прибыль было названо предложение определять дату отражения внереализационных доходов и расходов на основании документов бухгалтерского учета. Сейчас внереализационные доходы и расходы отражаются в соответствии с учетной политикой, но не позднее даты их получения (фактического понесения). В МНС считают, что предложенное им нововведение позволит плательщикам уменьшить корректировки для ведения налогового учета и отражать такие доходы (расходы) для целей налогообложения в том же порядке, что и для целей бухучета.

По экологическому налогу МНС предлагает признавать объектом налогообложения только выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т.е. на которые органами Минприроды выдаются соответствующие разрешения). Также планируется существенно уменьшить количество наименований загрязняющих веществ, выбросы которых подлежат налогообложению.

С.Наливайко подчеркнул, что сейчас нужны эффективные административные меры в сфере налогообложения, которые «были бы конкурентоспособны в сравнении с нашими партнерами по ЕЭП», поскольку плательщики вправе выбирать государство для регистрации своего бизнеса. При этом, помимо упрощения налогового администрирования по косвенным налогам во взаимной торговле, надо найти еще что-то, делающее более привлекательной белорусскую налоговую систему, чтобы предприниматели выбирали Беларусь. Впрочем, недостатка в рецептах тут быть не может: бизнес-союзы неустанно твердят о необходимости ясности и предсказуемости законодательства, объективности и непредвзятости контролирующих органов и судов.

Можно вернуться и к теме совершенствования прямых налогов. Например, многие плательщики с радостью бы восприняли новость о возврате вместо введенной в прошлом году амортизационной премии прежней инвестиционной льготы по капвложениям. Но о такой возможности на пресс-конференции не упоминалось. Между тем у наших соседей в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрено применение нулевой ставки налога на прибыль для компаний, реализующих инвестпроекты на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Бурятии и Иркутской области. У нас, конечно, другие природные и географические условия, но подобная льгота, наверное, тоже бы прижилась.

Валерия ГЕРАСИМОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях