$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Вчера, сегодня, завтра

25.09.2007

Сегодня в Беларуси около 600 виртуальных магазинов. Ежемесячно их посещают почти два миллиона покупателей. Расчетный розничный товарооборот — 16 с лишним млрд.Br в месяц.

Каковы проблемы и перспективы интернет-торговли? Об этом нашему корреспонденту рассказал специалист по такому виду торговли менеджер Торгового портала Shop.by Владимир КОМКОВ.

— Чем удобна электронная торговля? Прежде всего своей доступностью, отсутствием границ и более низкими по сравнению с традиционной торговлей ценами, возможностью предоставлять потребителям развернутую информацию о той или иной продукции и условиях ее эксплуатации, выбирать и сравнивать искомые изделия с аналогами в других магазинах, что, в частности, способствует повышению качества обслуживания и созданию новых сервисов.

Как говорится, плюсы налицо. Тем не менее развитие этой формы услуг идет непросто.

- А что конкретно мешает?

— Прежде всего сказываются изъяны и вакуум в нормативно-правовой базе. Например, в соответствии с Государственным стандартом 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» — это торговля с использованием информационных систем и сетей — как раз то, что и составляет суть работы интернет-магазинов. Но в Законе «О торговле» это определение «усилено» необходимостью заключения договора купли-продажи с оформлением электронного документа. К сожалению, для белорусов возможность использовать электронный документ и электронную цифровую подпись в «рознице» пока недоступна. Из-за этого определения нынешнюю работу интернет-магазинов «для удобства» стараются приравнять к торговле по образцам. Но правила и принципы последней не в полной мере учитывают особенности торговли через Интернет.

Отсутствие базы определений вызывает разнотолки и неверные ассоциации. Скажем, бытовое определение «интернет-магазин», которым мы пользуемся со дня их появления, в нормативно-правовых актах до недавнего времени вообще отсутствовало. А первую попытку, предпринятую в постановлении Совмина от 8.09.2006 № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет», сложно назвать удачной. В результате сотрудники контролирующих органов часто трактуют понятие по своему разумению, соответственно и действуют неоднозначно. Например, индивидуальным предпринимателям — плательщикам единого налога часто предлагают вносить дополнительную ставку единого налога за интернет-магазин как отдельный торговый объект. Хотя в доброй половине случаев на страницах такого «магазина» продается товар той самой торговой точки, за которую налог уже уплачен.

Еще проблема. Нормами действующих Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания предусмотрено, что торговля технически сложными товарами бытового назначения осуществляется только в магазинах, павильонах с торговым залом, торговых центрах. Хотя именно бытовая техника, теле-, аудио-, видеотовары, компьютеры и «периферия» во всем мире (включая Беларусь) составляют более 60% ассортимента интернет-магазинов.

- И как выкручиваетесь?

— Нужно отдать должное Министерству торговли, которое допускает торговлю такими товарами через Интернет при условии, что у владельца виртуального магазина есть торговый объект названного формата. Это позволяет кое-как работать. Но ведь это компромисс — одна форма торговли сводится к другой только для упрощения контроля, причем не оформленного юридически. И что делать тем продавцам, которые хотят специализироваться на торговле через Интернет, не обременяя себя торговыми объектами? Чьими стараниями будет прирастать отечественная электронная «розница»? Будет ли она в принципе? Кто составит достойную конкуренцию зарубежным интернет-продавцам, когда те обратят серьезное внимание на белорусский рынок?

- Думаю, как раз такой вид торговля способен реально сблизить город и село, уравняв в доступе к разнообразным товарам.

— Очевидно, что дистанционный прием заявок на товары и услуги позволил бы предприятиям торговли и сервиса повысить качество и оперативность в обслуживании удаленных районов со слабой инфраструктурой, избегать проблем с поиском и содержанием торговой площади там, где они есть, экономить время и материальные ресурсы, что особенно актуально в эпоху тотального ресурсосбережения.

Добавлю еще, что нормативно-правовая неопределенность в сфере торговли с использованием Интернет прежде всего сказывается на участии в ней компаний, а следовательно — притоке серьезных инвестиций. Уже долгое время доля интернет-магазинов, принадлежащих юридическим лицам, остается на уровне 14-16%, остальные принадлежат индивидуальным предпринимателям. Лишь последние законотворческие инициативы, направленные на выравнивание условий хозяйствования, чуть сдвинули ситуацию в сторону роста доли юрлиц.

- Владимир Валерьевич, а почему интернет-торговля любит наличные расчеты?

— Безналичные расчеты действительно способствуют развитию не только самой дистанционной торговли, но и экспедиторских, курьерских, почтовых услуг, решению проблем в области защиты прав потребителей, соблюдения налоговой дисциплины. Однако в Беларуси те 4 с лишним миллионов дебетовых (зарплатных) пластиковых карт, которые банки уже эмитировали, технологически не предназначены для обработки вне банкомата или терминала. Исключение составляют лишь карты «Белгазпромбанка», располагающего технологической системой EasyPay, позволяющей производить расчеты электронными деньгами не отрываясь от компьютера при надлежащем уровне безопасности.

Реализация схемы «любая банковская карта — электронный кошелек EasyPay» позволила бы быстро и безопасно перевести в безналичную плоскость большую часть расчетов в белорусских интернет-магазинах. Инициировать реализацию этой схемы всеми банками — в интересах не только их, но и государства. Все средства и возможности в республике для этого есть, нужно лишь принять соответствующее государственное решение.

- Коль уж затронули тему безопасности — как отличить надежного электронного продавца от «не очень»?

— Для покупателя первым признаком надежности интернет-магазина должно быть присутствие на его страницах информации о владельце с указанием лицензии на торговлю, адреса, контактных данных. Покупатель имеет право знать своего продавца — только в этом случае он становится потребителем. Если информация о продавце скрыта, следует уходить из такого магазина. Если курьер не может выдать документ об оплате или оформить гарантийный талон, нужно отказаться от покупки.

Образованные потребители не допустят нарушения своих прав, станут естественным регулятором рынка и поспособствуют созданию условий, при которых нечестно торговать станет экономически невыгодно. Основная роль в их «просвещении» — за государственными и общественными организациями по защите прав потребителей.

Беседовал Федор ЗАЯЦ