Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
18.10.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Василий ХРОЛ, председатель постоянной комиссии Палаты представителей:

"Наша программа направлена на либерализацию экономики"

"Наша программа направлена на либерализацию экономики"

Депутатская группа "Содействие экономическому развитию" (СЭР) создана в Палате представителей в октябре прошлого года. В ее состав вошли 19 депутатов. Среди них -- председатели ведущих парламентских комиссий, три кандидата наук, ряд бывших руководителей крупных предприятий, то есть людей, которые не один год отдали производству, хорошо знают ситуацию в республике. Возглавил это объединение председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Василий ХРОЛ.

-- Василий Петрович, группа "СЭР" смогла внести свежую струю в законодательную работу? Или это еще только в перспективе?

-- К сожалению, мы внесли довольно маленькую лепту в развитие законодательства. Планировали сделать гораздо больше, но по целому ряду причин, как объективных, так и субъективных, не смогли достичь того результата, которого ожидали, создавая эту группу.

Целью нашего объединения является содействие обеспечению устойчивого экономического развития страны, а среди основных задач -- разработка и поддержание проектов законов, направленных на подъем экономики Беларуси. Конечно, это и содействие привлечению инвестиций, то есть формирование благоприятного инвестиционного климата, и синхронизация реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации, как предписано договором о создании Союзного государства, и интеграция нашей экономики в европейское и мировое экономическое пространство, ну и, естественно, развитие системы адресной поддержки малоимущих слоев населения.

Я считаю, что депутаты активно работали в этом направлении. Благодаря им подготовлен целый ряд законов. Так, недавно внесен в Палату представителей законопроект об оценочной деятельности, его авторами являются члены нашей депутатской группы. А сейчас Владимир Лойко возглавил рабочую группу по созданию закона об ипотеке. Оба документа в случае их принятия будут работать на формирование рыночных структур.

Мы активно заявили свою позицию при принятии Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Закон принят Национальным собранием, подписан Президентом. На мой взгляд, это очень важный, прогрессивный и нужный для Беларуси правовой акт, он поможет сделать инвестиционный статус страны более привлекательным. Сейчас работаем над новым Жилищным кодексом.

-- Когда будут приняты столь необходимые законы -- о лицензировании, о налогообложении предпринимателей, о регистрации субъектов хозяйствования, о прекращении их деятельности?

-- Закона о регистрации субъектов хозяйствования в Палате представителей нет. По плану законопроектной деятельности он будет внесен в парламент в 2003 году. Что касается закона о лицензировании, то он принят в первом чтении. Однако в отношении видов деятельности, которые подлежат лицензированию, согласие между различными министерствами до сих пор не достигнуто. На одном из заседаний совета Палаты представителей я предложил: давайте те виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующими у нас законами, а также указами и декретами Президента, включим в этот закон, примем его. Все другие виды деятельности, которые пролоббировали различные ведомства и министерства, в перечень не включать. Если министерства считают, что они нужны, пусть предлагают изменения в закон, дают обоснования.

Мы уже дожили до того, что сторожу, который охраняет стог сена в колхозе, нужно ехать в Министерство внутренних дел получать лицензию. В мировой практике кроме лицензирования существуют и другие регуляторы качества предоставляемых услуг и продукции, например сертификация. Говорят, что это одно и то же -- получить лицензию или сертификат. Нет, не так, это совершенно другая процедура. Там включается система контроля качества.

Что касается закона о приватизации госсобственности, он тоже принят в первом чтении Палатой представителей, доработан ко второму чтению и направлен в Совет Министров и администрацию Президента на согласование. Однако из последней инстанции мы получили целый ряд критических замечаний, которые высказал помощник Президента по экономическим вопросам С.П.Ткачев.

После доработки законопроект будет повторно направлен на согласование в администрацию Президента. Мы выразили свою озабоченность тем, что столь нужный документ никак не дойдет до финиша. Он расписывает процедуру осуществления приватизации в связи с реалиями сегодняшнего дня. Целый ряд его концептуальных положений противоречит нормативным актам, принятым Президентом, -- это касается в первую очередь введения "золотой акции" и приобретения на льготных условиях руководителями предприятия акций при осуществлении приватизации и т.д. Я считаю, что в ходе текущей сессии мы обязаны рассмотреть данный закон, так как планируется акционирование и приватизация ряда предприятий нефтехимического комплекса, других крупных предприятий.

-- Что, на ваш взгляд, мешает более эффективной законодательной деятельности парламента?

-- Далеко не все зависит от парламента, но все законопроекты, которые вносятся в Палату представителей, принимаются в том или ином виде. Единственный недостаток в том, что депутаты, наделенные Конституцией правом законодательной инициативы, очень мало этим правом пользуются. Почему? Во-первых, процедура согласования, подготовки обоснований, получения заключений от целого ряда министерств и ведомств, Совета Министров и т.д. очень сложна и длительна. Более того, законопроект, который требует изменения или увеличения расхода средств из бюджета, должен быть согласован лично с главой государства. И во-вторых, уровень обеспечения депутатского корпуса Палаты представителей техническим персоналом, сотрудниками, которые организуют деятельность комиссий, оставляет желать лучшего.

-- Давайте коснемся вопросов предпринимательства. Недавно прошла встреча группы "СЭР" с представителями Объединенного совета предпринимателей, возглавившего забастовку. Предприниматели обратились к вам за помощью?

-- Люди малого бизнеса, работая по правилам, которые им установили сверху, содержат свои семьи, платят налоги в бюджет, казалось бы, надо их всесторонне поддерживать. Ведь у государства они ничего не просят. Однако предприниматели вынуждены сегодня идти на крайние меры, чтобы заявить о себе и защищать свои экономические интересы. Я считаю, что это непорядок, так быть не должно.

Группа предпринимателей, координатором которой является Анатолий Шумченко, высказала наболевшие проблемы, связанные с корректировкой ставок единого налога, введением кассовых аппаратов, обязательными платежами в фонд социальной защиты, закрытием ряда рынков. Их просьбы и заявления адресованы не только правительству, но и органам исполнительной власти на местах. По некоторым позициям мы солидарны с предпринимателями. Но и представители правительства правы в той части, что торговля, оказание услуг населению в стране, которая находится в центре Европы, должны происходить по цивилизованным правилам. Рано или поздно те же кассовые аппараты нужно вводить. Но можно понять и предпринимателя, который стоит на улице с торговой палаткой, где холодно, дождь, снег. Конечно, здесь есть сложности с подключением кассового аппарата. А вот в торговых центрах, на выставках, ярмарках, в паркингах -- почему бы и не работать с кассовыми аппаратами...

-- Но предприниматели говорят, что, например, в том же Дворце спорта, где действует постоянная выставка-продажа, довольно много препятствий для подключения кассовых аппаратов...

-- А это уже дело собственника. Если он сдает место в аренду, получает за него плату, то должен обеспечить условия для предпринимателя. Правительство для этого и переносит сроки введения кассовых аппаратов.

Группа "СЭР" обратилась к правительству с заявлением о необходимости внесения в парламент Советом Министров целого ряда законов, которые регулируют предпринимательскую деятельность, в том числе и по осуществлению контроля. Надо -- об этом уже говорят годами, -- чтобы один орган в течение года проверил фирму или предпринимателя -- и достаточно, незачем бесконечно будоражить их проверками. В следующем году имеют право прийти по этому адресу представители другого министерства или ведомства. Не более одной проверки в год!

Мы выступили с заявлением при утверждении программы деятельности правительства, так как считали, что ее надо сделать более либеральной, более приближенной к реалиям сегодняшнего дня. А позже наша группа разработала свою программу, которая сегодня разослана во все министерства, ведомства, органы госуправления, областные и районные исполкомы, в посольства, политическим партиям.

Уже получен ряд отзывов, замечаний, в том числе критических, и предложений. Например, президент НАН РБ Михаила Мясникович отметил, что в целом представленный документ отличается актуальностью поставленных и решаемых в нем проблем и высоким профессиональным уровнем их проработки. Получено письмо от вице-премьера Андрея Кобякова, отозвались экономическое управление Совета Министров, Национальный центр законопроектной деятельности, Федерация профсоюзов Белорусская.

Например, Министерство труда и социальной защиты в лице министра Антонины Моровой в целом поддерживает нашу программу, но высказывает сомнение в правильности тезиса о сохранении неизменным возраста выхода на пенсию.

На днях наша депутатская группа проведет "круглый стол" на тему "Взаимодействие законодательной, исполнительной властей и заинтересованных предприятий в ходе реформирования пенсионной системы". Совет Министров готовит целый ряд законопроектов в этой области, где, в частности, предусматривается увеличение возраста выхода на пенсию. Чтобы изложить свою позицию, выслушать мнения специалистов, мы приглашаем за "круглый стол" представителей Фонда социальной защиты, Администрации Президента, профсоюзов, ряда министерств.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений