Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Василий ДАДАЛКО: "Не спешите расставаться с собственными деньгами"

Некоторые способы обмана одного предприятия другим
Некоторые способы обмана одного предприятия другим

Обманывать, как известно, стыдно. И даже преступно. Оказаться жертвой обмана тоже стыдно и зачастую грозит ответственностью, вплоть до уголовной. Но обманщики и обманутые всегда были, есть и будут. В том числе и в сфере экономических отношений, где вращаются большие деньги, манящие аферистов всех мастей и... должностей.
 
Так что будьте бдительны и на всякий случай возьмите на вооружение советы Василия ДАДАЛКО, доктора экономических наук, председателя экспертного совета по экономическому развитию Совета Министров РБ.

Использование системы предоплаты.

а) Под договоры на поставку конкретных товаров с клиентов собираются деньги в виде предоплаты. Собранные средства помещаются под процент в банк. При этом предприятие, собравшее деньги, обязательства по поставке и не планирует выполнять. По прошествии оговоренного в договоре срока клиенты начинают требовать деньги обратно. Работники предприятия-мошенника ссылаются на непредвиденные обстоятельства и показывают поддельные документы о том, что предварительно оплаченный товар скоро поступит. Попытки угрожать жуликам серьезных результатов не дают, так как у последних оказывается надежное прикрытие. Время всячески затягивается, а проценты в банке идут.

б) Собранные деньги реально направляются на закупку товара, товар поступает и продается. Однако клиенту говорят, что поставщики оказались аферистами и что предприятие, собравшее деньги, обанкротилось. Но поскольку "собиратели денег" люди честные, то они эти деньги отдадут как только смогут. И действительно, после нескольких "прокруток" собранных денег вложенная клиентом сумма ему возвращается. В результате весь доход от операции достается аферистам. Об уплате штрафных санкций и речи нет, так как клиентов заранее предупреждают, что попытка добиться неуплаты неустойки будет означать невозврат основной суммы долга. Подобная практика была распространена в России в 1990-х годах под видом купли-продажи оптовых партий компьютеров. Затем стало модно собирать деньги на покупку сахара, зерна и других товаров.

в) Можно заключить сделку с фиктивным предприятием, которое нигде не зарегистрировано. Его директор использует паспорт на чужое имя, а счет в банке открыт за небольшую взятку. Поступившие на такой счет деньги быстро переводятся за границу, где обналичиваются. Сам директор исчезает из поля зрения как клиента, так и правоохранительных органов. С неформальными группировками по возврату долгов он обычно договаривается предварительно.

Предоплата "солидному" предприятию. Осторожные бизнесмены не спешат делать предоплату малознакомым фирмам. В этом случае мошенники, обладающие достаточным первоначальным капиталом, перекупают известную фирму, которая добросовестно выполняла свои обязательства. Важнейшим условием перекупки является конфиденциальность сделки, то есть смена собственника держится сторонами в строгом секрете. Убеждая клиента сделать предоплату, новые владельцы называют предприятия, с которыми прежние собственники работали долго и успешно. Мошенники даже дают телефоны партнеров, не информированных о смене собственников фирмы. Клиенту такие партнеры подтверждают исполнительность предприятия. Сомневаться, вроде, нет причин, и клиент соглашается на авансовый платеж. Далее мошенники действуют по описанной выше схеме "Использование системы предоплаты".

Метод "честного руководителя". Один из самых криминальных методов, когда руководителя достаточно известной в деловом мире фирмы уговаривают участвовать на первый взгляд в очень выгодной сделке. Поскольку такой директор обычно дорожит своей репутацией, ему предлагают для предотвращения обмана держать собираемые деньги на счету его предприятия. Под хорошую репутацию директора и его компании аккумулируются деньги, и директор полон желания выполнить взятые на себя обязательства. Однако в этот момент к нему приходят представители уголовной структуры и вынуждают перечислить деньги на указанный ими счет. При этом оформляются все необходимые документы для того, чтобы возврат средств в судебном или ином порядке был невозможен. Затем директора убивают (предпочтительный вариант -- увозят куда-нибудь подальше, но о таких случаях неизвестно). Нет денег, нет директора, спрашивать не с кого. Клиенты деньги потеряли, а наивный директор -- жизнь.

"Давайте создадим совместное предприятие". Этот метод обычно применяют бывшие советские граждане, ныне постоянно проживающие за границей. Но мошенниками могут оказаться и иностранцы. Они предлагают отечественному предприятию создать совместное предприятие под внешне весьма перспективный торговый проект. Совместное предприятие регистрирует отечественная сторона и вкладывает в него деньги за свою долю уставного фонда. Но у иностранцев что-то не ладится. Они предлагают сформировать свою долю уставного фонда за счет полученной прибыли от намеченной к осуществлению торговой сделки. Где взять деньги для сделки? Бизнесменам предлагается перечислить деньги из своей доли уставного фонда и взять кредит. Иностранная сторона также предполагает взять кредит. В итоге деньги, составляющие долю уставного фонда отечественной стороны, вместе с кредитными средствами перечисляются за границу иностранной стороне для закупки товара, где они благополучно исчезают.

Совместная деятельность с распределением доходов пополам. Два предприятия договариваются о ведении совместной деятельности. Одна из сторон обязуется предоставить деньги, а другая -- провести коммерческую операцию и получить доход. Заработанный доход после вычета расходов решили распределить пополам.

Коммерческая операция проведена, получен доход. Но сторона, совершившая коммерческую операцию, заявляет, что расходы оказались значительно выше запланированных (пришлось больше заплатить посреднику, за транспорт, таможня и санэпидемстанция увеличила поборы и т.д.). Выясняется, что и делить-то особенно нечего. Каждая сторона получает незначительный доход. Партнер, давший деньги, понимает, что он получил бы без всякого риска гораздо больший доход в том случае, если бы положил деньги в банк на депозит. Он смутно подозревает, что его партнер завысил расходы, но доказать ничего не может.

Партнер же заплатил комиссионные посреднику, которого он сам и учредил, больше заплатил за транспорт и взял с транспортной организации посреднические проценты. Взятки таможне, санэпидемстанции и другим аналогичным организациям всегда производятся в наличной форме и проконтролировать их величину чрезвычайно трудно. Существует еще множество других способов завысить затраты. Поэтому рекомендуем партнеру, который дает деньги и осуществляет только общий контроль за сделкой, оговаривать определенный годовой процент дохода от вложенных денег. Возможно, в этом случае ваш партнер, непосредственно осуществляющий сделку, заработает гораздо больше. Но если вы решите делить полученный чистый доход пополам, скорее всего, вы получите еще меньше, чем если бы вы конкретно оговорили и записали в договор свой процент дохода.

Продавец есть, а покупатель исчезает. К посреднику обращается малоизвестная фирма с просьбой помочь купить определенный товар. Причем купить товар фирма согласна по высокой цене. "Совершенно случайно" через несколько дней к посреднику обращается клиент, который может продать запрашиваемый товар, но весьма недешево. При этом он требует залог и уплаты значительной неустойки в случае отказа от получения товара. Посредник предварительно бежит к покупателю, заключает с ним договор с аналогичным размером неустойки (но без залога), а затем подписывает контракт с поставщиком и предоставляет залог. Когда посредник привозит товар покупателю, то фирма-покупатель оказывается "пустышкой" без уставного фонда и с липовой печатью, а ее офис арендован на подставных лиц. Посредник остается с товаром, купленным по баснословной цене, и несет неизбежные убытки, в то время как продавец и "покупатель" делят полученный доход.

Массированное заключение договоров на поставку товаров с ограниченным спросом. Оптовой фирме конфиденциально предлагается партия товара, пользующегося ограниченным спросом. Специалисты этой фирмы выясняют, что хотя спрос и ограничен, но он есть при отсутствии товара. Поэтому цены на товар высоки и сулят большую прибыль. В результате подписывается контракт на поставку и перечисляется аванс. В контракте особо оговаривается его конфиденциальность и большой размер неустойки в случае отказа от поставляемого товара. Аналогичная работа проводится и с другими оптовыми поставщиками. Они тоже изучают рынок и убеждаются, что хотя товар не массового потребления, но на рынке он отсутствует и на нем можно хорошо заработать. Они также заключают конфиденциальные договоры с большой неустойкой. Далее возможны три основных варианта.

Первый вариант. Все оптовые покупатели выбрасывают свой товар на рынок, который сразу затоваривается, и цены резко падают. Продавец зарабатывает за счет обеспечения конфиденциальности. Мало того: в случае, если продавец является монополистом в поставке товара, то на первом этапе он мог и сам организовать дефицит товара, а следовательно, и высокие цены на него.

Второй вариант. Еще до поставки товара организуется утечка информации о большом числе контрактов на поставку указанного товара. Оптовые покупатели начинают заранее суетиться для того, чтобы не оказаться в больших убытках. Отказаться от поставки нельзя, так как в этом случае разорит большой размер неустойки. В этот момент появляется добрый господин, который согласен купить товар по цене, убыточной для оптового покупателя, но тем не менее более приемлемой по сравнению с уплатой неустойки. Сделка заключается, и оптовый покупатель спасает основную часть своих денег, а поставщик зарабатывает, даже не совершая поставки товара. Для опытных мошенников товар нужен лишь в одном экземпляре, который демонстрируется всем потенциальным оптовым покупателям.

Третий вариант. Спрос на товар искусственно организуется. Для этого поставщик товара договаривается с несколькими не слишком порядочными фирмами о том, что они за комиссионное вознаграждение начнут давать рекламу о своей крайне острой потребности именно в оборудовании, которое продает поставщик-мошенник. В результате создается впечатление, что это оборудование пользуется спросом. И обязательно найдется несколько наивных оптовых покупателей, которые заключат контракты на поставку оборудования еще до того, как будет заключен контракт на его продажу. Но даже если контракт на продажу и будет заключен, то в нем достаточно оговорить покупку товара по конкурентной цене. Такой ценой и окажется заниженная цена поставщика-мошенника. По этой цене товар и покупается у оптового покупателя.