Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ВАС ОБВИНИЛИ В ДЕМПИНГЕ

Как себя вести в этой ситуации
Как себя вести в этой ситуации

Мировая активность в области применения защитных мер переживает настоящий бум. По данным Секретариата Всемирной торговой организации среднее количество ежегодно возбуждаемых антидемпинговых расследований в мире возросло со 126 случаев в 1987--1990 гг. до 266 в 1997--2000 гг.

Растет и число стран, применяющих протекционистские меры против белорусского экспорта. В настоящее время в этом списке значатся Европейский союз, США, Турция, Польша, Литва, Латвия, Украина и Венгрия. Основными товарами, которые подпали под антидемпинговые санкции, являются химические волокна (ЕС, Турция, Польша) и минеральные удобрения (США и ЕС).

Происходит это отчасти потому, что белорусские субъекты хозяйствования недостаточно осведомлены, как избежать либо смягчить их. Между тем такая возможность у них есть.

Начнем с того, что предприятие с самого начала должно придерживаться политики стабильных цен на зарубежном рынке, что не только гарантирует его защиту от антидемпинговых ограничений, но и позволит увеличить рентабельность экспортных продаж. Для того чтобы минимизировать риск, необходимо проанализировать (и, если необходимо, исправить) соотношение между внутренними ценами (или общими издержками) и экспортными, уделив особое внимание последствиям, которые могут быть вызваны резким увеличением экспорта, равно как и большими экспортными объемами, поскольку они могут нанести вред иностранной промышленности.

Экспортные службы белорусских компаний должны располагать информацией об основах торгового законодательства страны экспорта и быть осведомленными об их ценовой политике и политике издержек. Сюда входят и знания о перепродажных ценах, используемых посредниками при покупке продукции белорусских предприятий.

Кроме того, рекомендуем белорусским экспортерам постоянно проводить мониторинг рынков сбыта, уделяя особое внимание ценовым показателям на аналогичный товар местных производителей, корректировать соотношение цен на внутреннем и зарубежном рынках.

Важно отслеживать законодательство страны сбыта в части применения антидемпинговых или компенсационных мер против производителей аналогичного товара, происходящего из третьих стран, свести к минимуму поставки продукции по бартеру и по энергозачетам, а также ее производство на давальческом сырье.

Инициаторами начала антидемпинговых расследований, как правило, являются ассоциации производителей той или иной продукции. Постоянные контакты с их представителями белорусских специалистов позволят последним вовремя получать сведения о возможной подаче местными фирмами заявлений о начале антидемпинговых расследований и, соответственно, предпринимать превентивные действия с тем, чтобы предотвращать возбуждение дел -- консультироваться со своими "визави", в случае необходимости вносить коррективы в экспортную политику и др.

Следует помнить, что антидемпинговые расследования подчиняются строгим процессуальным правилам при уважении всех заинтересованных сторон. Белорусские экспортеры должны знать и адекватно использовать свои права. Важнейший принцип касается сотрудничества с органом, проводящим расследование: ему надо предоставить полную и достоверную информацию. Если это правило не соблюдается, заинтересованная сторона может быть исключена из числа сотрудничающих, а процедура расследования -- продолжена исходя из принципов наиболее доступной, косвенной информации, содержащейся, как правило, в иске производителя или в заявлении о начале этого процесса.

На этапе начала антидемпингового расследования белорусским экспортерам рекомендуется:

заключить контракт с юридической компанией о защите интересов предприятия;

направить в орган, проводящий расследование, письмо о готовности сотрудничать на всех его этапах;

запросить неконфиденциальную версию заявления местных производителей о начале процедуры расследования;

создать на предприятии рабочую группу, включающую главного бухгалтера, юриста и сотрудника отдела маркетинга, для подготовки ответов на антидемпинговый вопросник;

совместно с юридической компанией подготовить комментарии и предложения относительно выбора аналоговой страны для определения "нормальной стоимости" товара;

четко соблюдать временные рамки представления запрашиваемой информации.

В дальнейшем в ходе антидемпингового расследования необходимо постоянно обмениваться информацией с юридической компанией, МИДом Беларуси, посольством, импортерами белорусской продукции в данном иностранном государстве.

Целесообразно ходатайствовать перед органом, проводящим расследование, о проведении слушаний с участием юридической компании и сотрудников белорусского посольства в данной стране, а также организовать кампанию, которая бы продемонстрировала отсутствие "местного" интереса к введению антидемпинговых санкций на продукцию предприятия со стороны ее импортеров и конечных потребителей.

После введения временных антидемпинговых мер предприятиям-экспортерам рекомендуется совместно с юридической компанией подготовить и направить свои комментарии относительно их правомерности. Кроме того, следует оценить целесообразность принятия на себя добровольного ценового обязательства и в случае необходимости получения соответствующих гарантий со стороны правительства Республики Беларусь.

Если определенные меры уже введены, возможны апелляция в судебные инстанции или требование о пересмотре дела. Пересмотр инициируется, когда в результате изменения условий действующие меры не нейтрализуют демпинг и/или причиненный ущерб.

После введения антидемпинговых санкций белорусским экспортерам рекомендуется совместно с юридической компанией оценить правомерность введения окончательных антидемпинговых мер и возможность направления иска в соответствующие судебные органы.

Таким образом, оптимальной линией поведения белорусских экспортеров на внешних рынках является недопущение фактов демпинга как таковых. Гораздо проще предотвратить начало антидемпингового расследования, чем избежать введения соответствующих мер. Достаточно большие возможности для этого дает неукоснительное исполнение процедуры расследования, в первую очередь сроков предоставления запрашиваемой информации.

В ходе расследования для лучшей защиты интересов товаропроизводителя логичным видится использование возможностей специализированной юридической компании. Запрашиваемые при этом суммы составляют десятки тысяч долларов, однако потери от введения антидемпинговых мер гораздо более серьезные, особенно с учетом длительности действия этих мер.

Следует иметь в виду, что в Министерстве иностранных дел существует отдел антидемпинговых расследований, в функции которого входит содействие белорусским субъектам хозяйствования в отношении белорусского экспорта третьими странами и информационно-разъяснительная работа по избежанию введения ограничительных мер.

В Беларуси создана собственная правовая основа применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в области регулирования внешнеторговой деятельности. Приняты Закон от 2.12.99 г. "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" и постановление Совета Министров от 5.06.2000 г. N 800 "О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер".

Расследование в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер проводится по заявлению заинтересованного республиканского органа государственного управления и (или) отечественных производителей (ст. 24 Закона). Органом, ответственным за практическую реализацию указанных актов, определено Министерство иностранных дел.

Следует подчеркнуть, что основная задача МИДа -- провести расследование, предшествующее применению защитных мер, для чего он должен располагать объективной и детальной информацией об ущербе. Полагаю, что при ее подготовке предприятиям-производителям нужно активнее использовать нормативную базу. В случае возникновения потребности в этом надо проработать данный вопрос с курирующим органом госуправления и внести в МИД обоснованные и подготовленные в соответствии с законодательством предложения о защите.

Следует обратить внимание, что при подготовке предложений на введение защитных мер в отношении импорта аналогичных товаров органам госуправления необходимо тщательно анализировать ситуацию на внутреннем рынке товара, а также изучать возможные последствия от такого введения.