$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

ВАЛЮТНЫМИ ТРОПАМИ©

24.09.2013

По прогнозам Минспорта и туризма, в этом году на услугах въездного туризма страна заработает 250 млн. USD, в 2014-м — около 500 млн., а в последующие несколько лет, возможно, достигнет 1 млрд. USD. Впрочем, пока по вкладу этого сектора в экономику мы существенно отстаем не только от традиционных лидеров мирового рынка туризма, но и от ближайших соседей, имеющих сопоставимый с нашим туристический потенциал.

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2012 г. доходы Беларуси от въездного туризма составили 664 млн. USD (оценка несколько расходится с данными Минспорта, т.к. включает в себя все расходы туристов в стране пребывания). Между тем Литва, сопоставимая по площади и населению с Минской областью, включая Минск, заработала 1,313 млрд. USD, а Польша — 10,938 млрд. USD. На нашу республику приходится лишь 0,1% доходов рынка туристических услуг Европы. У нас туризм все еще не является значимым сектором экономики, тогда как он формирует 9% глобального ВВП и 6% экспорта, создавая каждое 11-е рабочее место в мире.

Чтобы привлечь больше иностранных туристов в Беларусь, решено двигаться сразу по нескольким направлениям, рассказал на пресс-конференции в минувший четверг замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга. В этом году количество зон отдыха в стране увеличилось на 69, до 897, строятся новые и модернизируются старые площадки. Предлагается около 500 «зеленых маршрутов», где можно прокатиться на лошадях, лодках, велосипедах или пройтись пешком. Сегодня это уже целый бизнес, создающий рабочие места и обеспечивающий приток валютной выручки.

Реанимировали 107 пристаней, которые используются 27 прогулочными экскурсионными теплоходами. Востребованными оказались услуги нескольких десятков охотничьих домиков, причем не только охотниками, но и теми, кто любит просто отдохнуть в лесной глуши, посмотреть и сфотографировать диких зверей.

Популярность набирает т.н. событийный туризм: в этом году на сырный фестиваль в Минской области и на вишневый в Витебской съехались несколько тысяч гостей. Традиционно привлекают туристов «Славянский базар» и другие культурно-массовые и спортивные мероприятия. Разумеется, особые надежды возлагаются на чемпионат мира по хоккею в следующем году.

Определенный прорыв отмечен в агроэкотуризме. Сейчас в стране несколько сот усадеб, из которых более 300 прошли добровольную сертификацию, получив т.н. «петушки» — аналоги гостиничных звезд. Ч.Шульгу радует стремление участников туристического бизнеса повышать качество работы и подтверждать его соответствие высоким стандартам. Хотя не везде «сознательность» еще на высоте. Например, звезды получили чуть более 30 гостиниц, преимущественно в Минске и областных городах, тогда как в регионах этой темой, похоже, не очень интересуются.

Реализация программы «Замкі Беларусі» повысила привлекательность историко-культурного наследия. Ожидается, что в этом году дворец Радзивиллов в Несвиже посетят 500 тыс. туристов, Мирский замок — 250 тыс., из них 15% — иностранцы. Реставрация и консервация до 2018 г. еще 38 памятников и далее будет способствовать увеличению туристической привлекательности республики.

В итоге экспорт туруслуг за 7 месяцев текущего года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 16,2%, до 132 млн. USD. Хоть с октября начинается «мертвый сезон», в Минспорта надеются достичь запланированных 250 млн. USD по году. Впрочем, Ч.Шульга признал, что не удается реализовать почти каждый пятый проект из числа включенных в Государственную программу развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 гг., утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 373. Где-то срываются сроки по созданию инфраструктуры, где-то инвестор утратил интерес к проекту либо не может выполнить обязательства по иной причине. Не теми темпами, как ожидалось, развиваются некоторые новые направления услуг, не удается пока преодолеть выраженную туристическую сезонность.

Около 70% валютных поступлений обеспечивают российские туристы. В Минспорта призывают не драматизировать такой перекос в географии экспорта, ссылаясь на другие страны. Например, в Польше почти половину выручки дают граждане Германии. Впрочем, сложно не замечать тот факт, что наша страна до сих пор остается достаточно закрытой для европейцев. Сложность и дороговизна визовых процедур, очереди на границах, негативный информационный фон, а чаще — отсутствие информации о Беларуси — серьезно подрывают экспортный потенциал в западном направлении. Похоже, у Минспорта нет рецепта кардинального преодоления этих трудностей. Вновь слышны жалобы на нехватку средств, не позволяющую создать и продвинуть качественные информационные продукты, вроде видеороликов, которые Азербайджан и Грузия постоянно «крутят» на канале Euronews. А рассуждения Ч.Шульги о том, что возможное введение пошлины для белорусов, выезжающих за рубеж за покупками, разгрузит погранпереходы и сделает более комфортным въезд в страну иностранных туристов — и вовсе вызывают иронию.

Не в нашу пользу и непростая макроэкономическая ситуация в стране. Для инвесторов она вкупе с иными особенностями белорусской модели — мерило повышенных рисков при реализации серьезных проектов. Можно было бы рассчитывать на более весомый вклад малых субъектов турбизнеса в расширение агроусадеб и создание новых «зеленых маршрутов». Но при нынешней стоимости заемных ресурсов и неразвитости микрокредитования даже несколько десятков тысяч USD вложений могут оказаться неподъемными для семейных бюджетов, за счет которых, как правило, и реализуются подобные проекты в регионах.

Как ожидает UNWTO, в ближайшие 6 лет количество международных туристов в мире ежегодно будет расти на 3,3% и достигнет 1,8 млрд. человек в 2030 г. против 1,035 млрд. в 2012-м. При этом доля развивающихся стран на глобальном рынке туризма увеличится до 57% с 47% в 2012-м. По-прежнему основные «сливки» поступлений от туризма (до 40%) будет снимать европейский континент, при том что в абсолютном выражении его доходы в прошлом году составили 860 млрд. USD. К сожалению, Беларусь, невзирая на госпрограммы и относительно активный рост услуг на фоне низкой базы сравнения, рискует остаться почти белым пятном на туристической карте мира. Изменить ситуацию может лишь серьезный прорыв в этой сфере, но чтобы совершить его, надо серьезно постараться.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО