Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
13.09.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Валютные расчеты: запрещено все, что прямо не разрешено

Субъект хозяйствования -- резидент Республики Беларусь заключил с нерезидентом два договора. По одному из них он поставляет нерезиденту товар, по другому -- импортирует материалы для собственного производства. Оплата по обоим договорам -- российские ...

Субъект хозяйствования -- резидент Республики Беларусь заключил с нерезидентом два договора. По одному из них он поставляет нерезиденту товар, по другому -- импортирует материалы для собственного производства. Оплата по обоим договорам -- российские рубли.
 
1. Правомерен ли в данном случае зачет встречных требований?
 
2. Если зачет правомерен, требуется ли совершение обязательной продажи валютных средств?

К.ПОРТНЯГИН, г.Минск

ОТВЕТ на первый вопрос дает часть третья пункта 2.2 Указа Президента от 4.01.2000г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций": "В случае неденежной формы прекращения обязательств поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) может осуществляться путем обмена на эквивалентное по стоимости количество других товаров (работ, услуг), оформленных двусторонним внешнеторговым договором (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), а по иным операциям при неденежной форме прекращения обязательств резидент Республики Беларусь имеет право получить только сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь". В нашей ситуации зачет относится к "иным операциям", при которых денежные средства не поступают на счет резидента, а поскольку он импортировал материалы для собственного производства, то имеет полное право использовать зачет как средство прекращения обязательств по оплате.

С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ продажей валютных средств несколько сложнее. Вспомним случаи, когда она производится: обязательной продаже, в соответствии с Указом Президента от 2.06.97г. N 311 "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" подлежат средства в свободно конвертируемой валюте (по перечню, установленному постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 2001-08-20г. N 208) и российских рублях, поступившие на счета в белорусских или иностранных банках. Поскольку иное не указано, получатель валютных средств при этом не имеет значения. Инструкция Национального банка Республики Беларусь "О порядке обязательной продажи средств в иностранной валюте белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями", утв. постановлением правления Национального банка от 30.12.99г. N 29.10, конкретизирует некоторые аспекты, а именно: "В случае, если юридические лица осуществляют свою деятельность таким образом, что иностранная валюта, причитающаяся (причитавшаяся) им, направляется (используется) на оплату обязательств данных юридических лиц и поступает не на их счета, то эти средства в иностранной валюте также подлежат обязательной продаже в порядке, установленном настоящей Инструкцией".

Формулировка столь же интересная, сколь и универсальная. Именно на нее опираются некоторые специалисты -- сторонники обязательной в нашем случае продажи. Но давайте разберемся: зачет -- это способ прекращения обязательства. То есть с момента проведения зачета (уведомления одной из сторон о проведенном зачете либо достижении согласия обеими сторонами в форме акта или дополнительного соглашения) обязательства сторон по уплате денежных средств прекращаются. Обязательная же продажа производится из суммы валютных средств, поступивших:

-- на счет резидента в белорусском банке;

-- на счет резидента в иностранном банке;

-- на счет нерезидента -- третьего лица вне зависимости от территориального расположения банка, в качестве платежа по обязательствам резидента.

То есть обязательная продажа производится только при движении денежных средств в валюте. Поскольку обязательство уплатить денежные средства при проведении зачета прекращается, то перестают существовать средства, причитающиеся, причитавшиеся и тем более полученные или уплаченные.

Таким образом, вообще отсутствует основание для проведения обязательной продажи валюты. Кроме этого, в соответствии с пунктом 3.5. постановления Государственного Таможенного комитета от 7.07.2001г. N 32 "О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами" таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки в случае проведения зачета. Как известно, паспорт сделки, являясь основным документом валютного контроля, содержит кодированную информацию обо всех основных условиях сделки. Информация вносится в централизованные банки данных, где и хранится. Не тешьте себя надеждой, господа, что Комитет государственного контроля или таможня не заметили того, что у вас идет просрочка получения выручки от экспорта -- это известно с первого дня. Эта функция паспорта сделки и объясняет то, что требуется его замена -- в базу данных вносятся сведения о том, что по этой сделке валютные средства поступать не будут и, следовательно, сделка является завершенной и дополнительный ее контроль не требуется.

ПОХОЖАЯ на рассматриваемую нами ситуация возникает довольно часто: предприятие, например, реализовало свою продукцию нерезиденту "А" по договору поставки и приобретает у нерезидента "Б" сырье для собственного производства. Для ускорения расчетов резидент уступает нерезиденту "Б" право требования от "А" денежных средств и таким образом рассчитывается за получаемое сырье. Должна ли производиться обязательная продажа от суммы валютных средств, фактически перечисленных нерезидентом "А" в пользу нерезидента "Б"? Ответ однозначен: должна. Эти денежные средства как раз таки и являются причитающимися (причитавшимися) к получению резидентом, следовательно, он должен за счет собственных валютных ресурсов в течение 5 рабочих дней с момента зачисления денег на расчетный счет "Б" произвести обязательную продажу. Но в этом вопросе кроется одна ловушка: имеет ли право резидент распорядиться причитающимися ему от экспорта товаров (работ, услуг) денежными средствами без зачисления на свой счет?

В соответствии с п.15 Положения "О порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций", утв. Указом N 7, субъекты внешнеторговой деятельности обязаны "обеспечить в полном объеме поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) на свой счет в уполномоченном банке". Поскольку сторонами заключен договор поставки, то резидент должен получить валюту в полном объеме. Неполучение валюты, то есть использование ее за рубежом без зачисления на свой счет, должно быть обосновано: в соответствии с частью первой п.2.2. Указа N 7 поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета экспортеров, если иное не определено Советом Министров и Национальным банком. Совместным нормативным актом этих органов (постановление N 1476/49 от 2000-09-25г. "О проведении расчетов при осуществлении внешнеторговых операций") определен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты Республики Беларусь имеют право не зачислять на счета в Республике Беларусь денежные средства от экспорта товаров (работ, услуг), используя причитающиеся (причитавшиеся) валютные средства на нерезидентной территории. Такого основания непоступления причитающейся валюты, как перевод на счет иного нерезидента в оплату получаемого сырья, материалов, комплектующих и т.д., используемых для собственного производства, законодательством не предусмотрено.

Напомним, что валютное законодательство базируется на принципе "запрещено все, что прямо не разрешено" в отличие от гражданского законодательства -- "разрешено все, что прямо не запрещено". Отсутствие прямой правовой регламентации возможности движения денежных средств или товарно-материальных ценностей в этой сфере экономических отношений и в конкретной ситуации может расцениваться как нарушение, за которое, соответственно, применяются санкции. Какие? По нашему мнению, к субъекту хозяйствования, допустившему проведение такой операции, могут быть применены следующие.

1. За несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет -- в размере суммы средств, не полученных на свой счет (часть 6 п.2.11 Указа Президента от 4.01.2000г. N 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций").

2. За необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту -- штраф на должностных лиц юридического лица и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 30 минимальных заработных плат (п.2.6. Указа Президента от 2002-01-16г. N 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений