$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Валютный рынок

Валютные операции в вопросах и ответах

23.11.2007

Между юридическим лицом — резидентом РБ и юридическим лицом — нерезидентом (резидент РФ) заключен экспортный внешнеторговый договор, по условиям которого от юридического лица — нерезидента поступила предоплата в белорусских рублях. В силу объективных причин юридическое лицо — резидент РБ не смог отгрузить товар. Стороны достигли соглашения о возврате полученной резидентом предварительной оплаты и при этом в дополнительном соглашении к экспортному внешнеторговому договору изменена валюта платежа — белорусские рубли на российские. Правомерно ли с точки зрения валютного законодательства перечислить в качестве возврата юридическому лицу — нерезиденту российские рубли, учитывая запрет на изменение валюты денежных обязательств (ведь реально экспорт не состоялся)?

Изменение валюты денежных обязательств регулируется нормами гл. 2 Правил проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Национального банка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила № 72).

Согласно Правилам № 72:

не допускается изменение денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте при совершении валютных операций (кроме валютных операций по экспорту, импорту) между резидентом (кроме банка по банковской операции) и нерезидентом (абз. 2 подп. 8.2);

допускается изменение денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом по экспорту либо по импорту (абз. 3 п. 7).

Для ответа на вопрос, какой же в данном случае пользоваться нормой, обратимся к термину «экспорт», понятие которого раскрыто в п. 9 ст. 1 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон):

«экспорт» — передача резидентом РБ товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту.

В нашем случае «возмездность» присутствует, но термин не дает ответа на вопрос, подпадает ли рассматриваемая сделка под понятие термина «экспорт» ( передача товара резидентом нерезиденту так и не состоялась).

Учитывая, что как гражданское законодательство РБ (ст. 2 Гражданского кодекса РБ), так и гражданское законодательство РФ (п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ) основывается на (и исходит из принципа) добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений, действия юридического лица — резидента РБ по возврату предварительной оплаты следует рассматривать с позиции проведения валютной операции по экспорту.

Согласно п. 24 Правил № 72 денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций — резидентом и между субъектом валютных операций — нерезидентом могут быть исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком.

Следовательно, изменение валюты денежных обязательств юридического лица — резидента РБ правомерно на основании абз. 2 подп. 8.2 Правил № 72, а перечисление российских рублей в пользу юридического лица — нерезидента возможно на основании п. 24 Правил № 72.

В РФ увеличен предельный размер расчетов наличными российскими руб. до 100 000 российских руб. по одному договору между субъектами хозяйствования. Вправе ли юридическое лицо — резидент РБ на территории РБ принять в свою кассу от субъекта хозяйствования РФ 90 000 наличных российских руб. (расчеты по одному экспортному внешнеторговому договору) и затем внести в кассу банка РБ для зачисления на свой счет в этом банке?

Действительно, Центральный банк РФ Указанием от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» установил, что расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — ИП), между ИП, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (п. 1 Указания).

Таким образом, с 22.07.2007 предельный размер расчетов на территории РФ наличными деньгами между субъектами хозяйствования увеличен с 60 000 российских руб. (установленный п. 1 Указания Центрального банка РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке») до 100 000 российских руб.

Следует отметить, что данное изменение в законодательстве РФ никак не повлияло на действующий порядок проведения валютных операций в РБ ввиду того, что в соответствии со ст. 2 Закона валютное законодательство РБ состоит из Закона, нормативных правовых актов Президента РБ, законов РБ, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля РБ, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия. При этом как резиденты РБ, так и нерезиденты РБ, осуществляющие в РБ валютные операции, обязаны осуществлять валютные операции в соответствии с законодательством РБ (ч. 1 ст. 32 Закона).

Актом валютного законодательства, регулирующим на территории РБ порядок приема наличной иностранной валюты в кассу банка для зачисления (перечисления) на счет юридического лица — резидента, открытый в банке РБ, является Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утв. постановлением Правления Национального банка РБ от 17.01.2007 № 1 (далее — Инструкция № 1).

Подпунктом 18.1 Инструкции № 1 определено, что субъект валютных операций — резидент вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по договорам, заключенным с субъектом валютных операций — нерезидентом и предусматривающим экспорт (кроме наличных российских рублей, причитающихся юридическому лицу — резиденту к получению от юридического лица — нерезидента в сумме свыше 60 000 российских руб. по одному договору).

Следует отметить, термин «субъекты валютных операций» (в рамках Инструкции № 1) включает в себя как юридических лиц, так и ИП (подп. 2.3 Инструкции № 1). Ограничение же (60 000 российских руб. по одному экспортному внешнеторговому договору), установленное в подп. 18.1 Инструкции № 1 распространяется на расчеты по сделке, совершаемой между юридическим лицом — резидентом и юридическим лицом — нерезидентом и, соответственно, не распространяется на расчеты по сделке, совершаемой между юридическим лицом — резидентом и ИП — нерезидентом.

Поэтому согласно подп. 18.1 Инструкции № 1 юридическое лицо — резидент вправе принимать от субъектов валютных операций — нерезидентов в свою кассу наличные российские руб. по одному экспортному внешнеторговому договору:

заключенному с юридическим лицом — нерезидентом, — в сумме не более 60 000 российских руб.;

заключенному с ИП — нерезидентом без ограничений по сумме.

Подпунктом 6.2 Инструкции по выполнению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утв. постановлением Правления Национального банка РБ от 27.06.2006 № 89, определено, что банки осуществляют контроль за правомерностью внесения наличной иностранной валюты на счета субъектов валютных операций. При исполнении данной функции агента валютного контроля банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае внесения наличной иностранной валюты в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством (подп. 20.4 Инструкции № 89).

Таким образом, если речь в вопросе идет о внесении в кассу банка 90 000 наличных российских руб. юридическим лицом — нерезидентом по экспортному внешнеторговому договору, заключенному между юридическим лицом — резидентом и юридическим лицом — нерезидентом, то банк откажет клиенту во внесении наличной иностранной валюты (суммы свыше 60 000 наличных российских руб.) для зачисления на счет юридического лица — резидента на основании подп. 20.4 Инструкции № 89.

До внесения соответствующих изменений в подп. 18.1 Инструкции № 1 расчеты между юридическим лицом — резидентом и юридическим лицом — нерезидентом в сумме, превышающей 60 000 российских руб. по одному экспортному внешнеторговому договору, надлежит осуществлять в безналичном порядке на основании норм п. 24 Правил № 72, Соглашения между Центральным банком РФ и Национальным банком РБ об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и РБ от 20.02.1997, ч. 1 ст. 9 Закона.

Внесенные же в кассу банка 90 000 наличных российских руб. ИП — нерезидентом по экспортному внешнеторговому договору, заключенному между юридическим лицом — резидентом и ИП — нерезидентом, ввиду отсутствия ограничений будут зачислены банком в установленном порядке на соответствующий счет юридического лица — резидента.

Юридическое лицо — резидент имеет намерение снять со своего счета наличную иностранную валюту в сумме 100 евро для оплаты визы сотруднику, который в последующем при необходимости будет направлен в командировку. В соответствии с требованиями Национального банка в графе «Назначение операции» заявления на снятие наличной иностранной валюты клиент должен указать реквизиты приказа о командировании (которого еще нет). Выдаст ли банк указанную сумму из кассы банка на командировочные расходы на основании указанного заявления на снятие (без указания реквизитов приказа о командировании)?

Инструкцией № 1 установлены случаи, когда юридические лица вправе использовать в расчетах по валютным операциям наличную иностранную валюту.

Согласно абзацу второму подп. 27.1 Инструкции № 1 субъекты валютных операций — резиденты вправе использовать наличную иностранную валюту для оплаты расходов, связанных с поездками за пределы РБ (расходов, связанных со служебными командировками работников, в т.ч. на обучение, а также стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации работников, а также расходов, связанных с направлением за границу иных лиц в случаях, установленных законодательством).

Частью 2 п. 11 Инструкции № 1 установлено, что при снятии наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов в графе «Назначение операции» заявления на снятие наличной иностранной валюты дополнительно указываются название документа, служащего основанием для направления в командировку, его номер и дата.

Требования, установленные ч.2 п. 11 Инструкции № 1 взаимоувязаны с нормами Трудового кодекса РБ (далее — ТК).

Так, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК). Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с выдачей командировочного удостоверения установленной формы (ст. 93 ТК). И только после этого нормы ст. 95 ТК обязывают нанимателя выдать аванс и возместить работнику следующие расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно; по найму жилого помещения; за проживание вне места постоянного жительства (суточные); иные, произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя, расходы.

Под иными, произведенными работником с разрешения или ведома нанимателя, расходами понимаются, кроме прочего, расходы по получению виз (ч. 2 подп. 53.5 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утв. постановлением Министерства труда РБ от 14.04.2000 № 55).

Таким образом, если бы юридическим лицом — резидентом уже был издан соответствующий приказ о командировании работника за пределы РБ и реквизиты данного приказа были бы указаны в графе «Назначение операции» заявления на снятие наличной иностранной валюты, выдача из кассы банка наличной иностранной валюты на оплату визы была бы возможна.

В ситуации, изложенной в вопросе, можно рекомендовать юридическому лицу — резиденту переделать заявление на снятие наличной иностранной валюты, учитывая следующее.

В соответствии с подп. 27.5 Инструкции № 1 субъекты валютных операций — резиденты вправе использовать наличную иностранную валюту для расчетов с субъектом валютных операций, имеющим право на принятие наличной иностранной валюты от субъектов валютных операций — резидентов на территории РБ в соответствии с валютным законодательством. В данном случае документом, служащим основанием для снятия наличной иностранной валюты, является акт валютного законодательства, предусматривающий правомерность использования наличной иностранной валюты.

Следует отметить, что дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств (как субъекты валютных операций — нерезиденты) в соответствии с актами валютного законодательства РБ:

1) имеют право принимать от юридических лиц — резидентов иностранную валюту по всем валютным операциям на основании п. 24 Правил № 72;

2) имеют право принимать от юридических лиц — резидентов наличную иностранную валюту по всем валютным операциям на основании подп. 22.1 Инструкции № 1.

Таким образом, юридическое лицо — резидент для снятия наличной иностранной валюты в целях оплаты визы (когда направление работника в служебную командировку еще не формализовано соответствующим образом) может представить в банк заявление на снятие наличной иностранной валюты, заполненное следующим образом:

в графе «Назначение операции» указывается подп. 27.5 Инструкции № 1;

в графе «Приложение» указываются дата, номер, название акта валютного законодательства (т. е. Инструкции № 1).

На основании такого заявления на снятие наличной иностранной валюты банк выдаст требуемую сумму из кассы банка.

Дмитрий НАБЗДОРОВ,
главный экономист управления валютного регулирования
Главного управления валютного регулирования и валютного контроля
Национального банка РБ

Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях