Валютная скрепка
Возможности выгодной кооперации не реализуютсяМебельное производство материалоемкое, отмечает генеральный директор ЗАО «Пинскдрев» Лоран АРИНИЧ. Ежемесячно на эти цели предприятие расходует примерно 10 млрд.Br. Очень многое из того, что требуется, в республике не производится. В 2005 г. на импорт предприятие потратило свыше 23,5 млн. USD, в 2006-м — более 29 млн. За первую половину нынешнего года поставки из-за границы перевалили за 17 млн. USD. Закупки ведутся в 25 странах дальнего зарубежья и в 23 регионах России и других стран СНГ.
Сознавая всю необходимость кооперации, тем не менее резонно задаться вопросом: а что закупают пинчане «за бугром», нельзя ли что-то из внешних поставок заменить своим, отечественным? Не космические ведь аппараты собирают на Полесье. Хотя и для них мы сами в состоянии немало сделать — слава Богу, нашей промышленности многие могут позавидовать.
Посмотрев на расходные статьи «Пинскдрева», найдем, что, например, более 3,5 млн. «зеленых» в год полешуки тратят на закупки в РФ карбамидоформальдегидного концентрата (КФК). Транспортируют его за 2,5-3 тыс. км, что, естественно, удорожает диванно-сервантную продукцию. И это в то время, как производные для выпуска КФК имеет гродненский «Азот».
«Пинскдрев» из года в год наращивает выпуск мягкой мебели, укомплектованной более совершенными механизмами трансформации. Некоторую часть таких узлов закупают в самой республике. Но сегодня необходимы механизмы повышенной функциональности — укомплектованная ими мебель пользуется особым спросом. Отечественный производитель не может удовлетворить эти требования, и ЗАО вынуждено закупать механизмы в Казани. Только в этом году перечислили за них более 2,1 млн.USD. И это при нашей-то металлообработке!
Еще примеры. Из России, Украины, Польши «Пинскдрев» ежемесячно ввозит более чем на 500 тыс.USD поролона. Неужели, имея собственную нефтехимию, нельзя организовать его производство дома? Такой продукт будет востребован не только пинчанами, но и другими производителями мягкой мебели.
Повышенным спросом сегодня пользуется мебель с обивкой из натуральной кожи. В связи с дефицитом последней предприятие вынуждено отказывать потребителям в изготовлении заказов. В объеме импорта за 6 месяцев 2007 г. кожа потянула на 4 млн.USD. И это при том, что республика имеет несколько кожевенных предприятий, например в поселке Гатово, где однако отсутствует завершенный технологический цикл по выделке сырья для мебели.
В средней ценовой нише очень востребована мебель с применением искусственной кожи. Ее «Пинскдреву» требуется около 5 тыс. погонных метров в месяц на сумму примерно 25 тыс.USD. Закупки производятся в Китае и Польше, хотя в том же Пинске функционирует завод искусственных кож с «недозагруженными» мощностями.
Более 1,8 млн.USD ЗАО истратило в январе-июле на закупку мебельных тканей (10,3% от общего объема импорта). Их везут из Бельгии и Турции, флоки (синтетические материалы для обивки мебели) — из Китая. Необходимо, по мнению Л.Аринича, рассмотреть возможность создания совместно с иностранными партнерами и с привлечением зарубежных технологий аналогичных предприятий на базе действующих в республике производств. Например, Брестского коврового комбината, где сейчас ведутся работы по налаживанию выпуска велюровых тканей. Начало положено: в Гродненской области успешно функционирует фирма «Декоративные ткани», которая совместно с литовскими партнерами наладила выпуск одноименной продукции высокого качества, а также СП «Мебельные ткани» (мебельные флоки).
Существенными статьями валютных расходов являются фурнитура, крепеж. Их приходится закупать, потому что отечественные не удовлетворяют по качеству. Организовывать собственное производство такой «мелочевки» — это отвлекаться на решение второстепенной задачи. А, скажем, малому бизнесу это было бы и «по плечу», и весьма выгодно.
Справедливости ради отметим, что на «Пинскдреве» постоянно ищут пути сокращения затрат, не снижая при этом качества выпускаемого продукта. В последнее время, например, удалось «уйти» от закупок дисперсии ПВА в Российской Федерации. Сейчас предприятие пользуется продукцией лидской «Лакокраски». Более того, за счет высоких качественных параметров отечественной ПВА удалось снизить нормы ее расхода и, как следствие, увеличить прибыль. ОАО «Альбертин» из Слонима стало поставлять в Пинск взамен импортного спичечный картон, плотность которого и удобный формат позволят получить ЗАО существенную экономию, а Слониму — дополнительную прибыль от роста объемов продаж. В объединении надеются, что и другие отечественные предприятия, например, могилевская «Лента», наладят выпуск комплектующих для мебельщиков по программе импортозамещения. Ведь это не только снижение издержек производства и рост доходности конечного продукта, но и увеличение занятости населения, пополнение бюджета и другие преимущества.
В нынешнем году объем импорта «Пинскдрева», по оценкам, составит около 33 млн.USD. При этом примерно 9,5 млн.USD могли бы составить изделия отечественных изготовителей, что позволило бы мебельщикам снизить себестоимость своей продукции, повысить ее конкурентоспособность на внешнем рынке и как следствие — увеличить объем экспорта. Возможности для этого есть: приведенные примеры свидетельствуют, что потенциал отечественной промышленности позволяет удовлетворить большинство заявок мебельной отрасли на изготовление недостающих химреактивов, узлов, тканей и т. д. Единственное, что для этого надо сделать — собраться за «круглым» или любым иным столом самим мебельщикам, представителям концерна «Беллесбумпром», Минпрома и Минэкономики и решить наконец (и не только в связи с обострившейся проблемой импортозамещения) вопрос, как наладить действенную кооперацию между «заинтересованными» сторонами.
Федор ЗАЯЦ