Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Финансы
05.03.2004 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Валютная либерализация в России

БЕЛОРУССКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОГУТ ИЗВЛЕЧЬ СВОЮ ВЫГОДУ
БЕЛОРУССКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОГУТ ИЗВЛЕЧЬ СВОЮ ВЫГОДУ

С 15 июня 2004г. в Российской Федерации вступит в силу новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Учитывая, что свыше 60% внешней торговли Беларуси приходится на Россию, изменения валютного режима соседнего государства окажут значительное влияние как на внешнеэкономическую деятельность белорусских субъектов хозяйствования, так и на условия ведения бизнеса в России. К чему же в этих условиях готовиться белорусской экономике и отечественным предприятиям?

Закон прямого действия

Первое, на что стоит обратить внимание, -- принятый закон устанавливает детальные правила проведения валютных операций, условия введения валютных ограничений, т.е. непосредственно регулирует валютные отношения. Это стабильность валютного регулирования. В этом смысле характерно сравнение с действующим белорусским законом о валютном регулировании. Из 34 статьей белорусского валютного закона 22 статьи в той или иной степени отсылают к нормативным актам Президента, Нацбанка, других органов валютного регулирования, не устанавливая валютных правил прямого действия. В Беларуси валютное законодательство -- это в основном акты Президента и Нацбанка, а не законы. В этом есть свое преимущество, т.к. можно более мобильно осуществлять валютное регулирование в зависимости от пока не стабильной экономической ситуации. Однако очевидно, что с принятием российского валютного закона сами подходы к установлению валютного режима в России и Беларуси в этой части стали еще более разными.

Принципиальным в российском законе является отказ от практики выдачи индивидуальных разрешений на проведение валютных операций (да и вообще система разрешений устраняется). Данная мера имеет антикоррупционную направленность. Вместе с тем это и новый подход к валютному регулированию -- приоритет экономических мер, переход к информационному контролю за валютными операциями. В белорусском валютном законодательстве во многих случаях используется практика выдачи индивидуальных разрешений на проведение валютных операций, в первую очередь, связанных с движением капитала. Пока здесь у нас тоже принципиальные различия.

Однако отказ от индивидуальных разрешений на проведение валютных операций в целом не противоречит нынешним тенденциям государственного регулирования экономической деятельности в Беларуси. В проекте новых правил проведения валютных операций Нацбанк сохранил практику выдачи индивидуальных разрешений лишь на 9 видов валютных операций, связанных с движением капитала (при этом их перечень является исчерпывающим). Для остальных капитальных операций предполагается установить регистрационный и уведомительный порядок проведения, что, по сути, означает информационный контроль за валютными операциями. Кроме этого, сокращается лицензирование в целом экономической деятельности. Так что все же имеются перспективы сближения.

Валютный режим

Кардинальным нововведением российского валютного закона стал отказ от изложения перечня текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала, и установление в качестве общего правила положения о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Это нововведение -- благо для Беларуси, так как чем меньше внутренних ограничений для внешней торговли в другом государстве, тем больше свободы, а значит, и возможностей увеличить товаро-оборот с Россией.

В то же время полного отказа от практики ограничений на ряд валютных операций, связанных с движением капитала, нет (в нынешних условиях это невозможно не только в России, но даже и в большинстве западных стран). Однако сам закон (за небольшими исключениями) такие ограничения не вводит, а устанавливает лишь возможность их введения по особому решению правительства и (или) Центробанка, при этом устанавливаются очень детальные условия введения таких ограничений. Перечень возможных валютных ограничений является исчерпывающим, распространяется на валютные операции между резидентами и нерезидентами и, в частности, включает возможность установления:

1) требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты должны внести на отдельный счет в банке (банк затем перечисляет в Центробанк) сумму в российской валюте (составляющую в зависимости от вида операции 20, 50 или 100% суммы валютной операции) на установленный срок (соответственно не более 1 года, 2 лет или 60 дней в зависимости от указанной суммы резервирования и вида валютной операции);

2) требования об использовании специального счета. Валютная операция может быть проведена только через такой счет (банковский счет в российском банке, специальный раздел счета по учету ценных бумаг);

3) требования о предварительной регистрации валютной операции. Резидент или нерезидент должны предварительно зарегистрировать проводимую валютную операцию в уполномоченном госоргане;

4) требования об обеспечении исполнения обязательств. Валютная операция может быть осуществлена при условии обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом (путем банковской гарантии, страхования и др.).

Очевидно, что требование о резервировании и в какой-то степени требование об использовании специального счета вводятся тогда, когда наблюдается отток валюты. Если этого нет, то и во введении таких мер нет необходимости.

В наибольшей степени на внешнюю торговлю с Беларусью повлияет требование о резервировании. При проведении экспортно-импортных операций такое требование для российских резидентов может вводить правительство РФ в следующих случаях:

1) при предоставлении резидентами нерезидентам (в том числе белорусским предприятиям) отсрочки платежа при экспорте или коммерческих кредитов в виде предоплаты при импорте на срок более 3 лет в отношении машин, оборудования, звукоаппаратуры, аппаратуры телевизионного изображения, транспортных средств, оружия;

2) при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые российскими резидентами за пределами России (в том числе в Беларуси) строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для этих работ;

3) при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа или коммерческих кредитов в виде предоплаты на срок более 180 дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности в остальных случаях.

Сумма резервирования в размере не более 50% от суммы валютной операции на срок до исполнения нерезидентом обязательств перед российским резидентом (но не более 2 лет) вносится не в момент осуществления валютной операции, а в день истечения соответственно указанных выше 3, 5 лет, 180 дней. Эта сумма возвращается в день истечения срока резервирования (даже если нерезидент еще не исполнил свое обязательство перед российским резидентом) либо досрочно (при исполнении нерезидентом своего обязательства до истечения срока резервирования, при отказе от сделки и др.). Конечно же, резервирование означает для российского резидента отвлечение ресурсов из оборота, более того, на суммы резервирования проценты не начисляются, что будет способствовать удорожанию внешнеторговых сделок. Однако это проще, чем получение предварительных разрешений и регистраций.

К тому же при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа или коммерческих кредитов в виде предоплаты на срок более 180 дней, но до 1 года, вообще можно избежать резервирования. В этом случае достаточно, чтобы имело место обеспечение исполнения обязательств нерезидента перед резидентом. В силу валютного закона это во многих случаях осуществляется банковскими инструментами, выданными иностранными банками (предоставление банковской гарантии инобанка, выдача российскому резиденту в счет расчетов векселя нерезидента (в т.ч. белорусского предприятия), авалированного инобанком). Такого рода инобанками, безусловно, являются и белорусские банки. Поэтому данное положение российского валютного закона может оказать благоприятное воздействие на белорусскую банковскую систему. Белорусские банки (особенно известные в России, в частности, дочерние банки российских банковских учреждений) могут за счет этого расширить спектр комиссионных услуг, предоставляемых белорусским клиентам, сотрудничающим с российскими партнерами.

Кроме банковских инструментов, в качестве указанного обеспечения рассматриваются безотзывные аккредитивы, покрытые за счет плательщика (в том числе при предоставлении на сумму покрытия банковского кредита), а также страховые инструменты (страхование риска утраты, повреждения имущества, причитающегося резиденту, гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента).

Помимо экспортно-импортных операций, требование о резервировании может быть установлено и для ряда финансовых операций. В частности, при приобретении российскими резидентами у нерезидентов долей, вкладов в уставном капитале. Проведение такой валютной операции может также сопровождаться установлением требования об использовании специального счета. В связи с этим актуальным для Беларуси является вопрос о том, сохранится ли упрощенный порядок проведения российскими организациями валютных операций по приобретению долей в уставных фондах, акций белорусских организаций.

На сегодняшний день в соответствии с Положением о порядке проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны СНГ, утв. Центробанком РФ от 5.07.2001г. N 142-П, приобретение за инвалюту долей в уставных фондах, акций коммерческих организаций стран СНГ (в том числе Беларуси) на сумму до 10 млн. USD при условии, что вклад российского резидента будет составлять не менее 10% уставного фонда, осуществляется в уведомительном порядке без разрешения Центробанка. Кроме того, российские уполномоченные банки вправе без дополнительных разрешений Центробанка, в уведомительном порядке приобретать за российские рубли и инвалюту доли, акции банков, зарегистрированных в Беларуси (Положение об участии российских уполномоченных банков в уставных капиталах банков Республики Беларусь, утв. ЦБ РФ от 7.03.2003г. N 217-П). После 15 июня 2004г. механизм разрешений на проведение валютных операций уйдет в небытие. Поэтому, на наш взгляд, имеется реальная угроза того, что данные ранее общие разрешения на такого рода инвестиции могут утратить силу.

Установление требований о резервировании, об использовании спецсчетов значительно усложнит осуществление такого рода инвестиций. Хотя возможность позитивного для Беларуси решения этой проблемы имеется, в частности, при реализации одобренного на последнем заседании Межбанковского валютного совета двустороннего соглашения "О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля в государствах -- участниках Союзного государства", предусматривающего наряду с иным либерализацию движения капиталов между резидентами России и Беларуси.

Счета за границей. Репатриация выручки

Одним из самых дискуссионных нововведений российского валютного закона является установление возможности для резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в банках государств -- членов ОЭСР или ФАТФ (это наиболее развитые страны). Для открытия счета достаточно только уведомления налогового органа. По сути, это означает прямой доступ иностранных банков на российский финансовый рынок, когда они могут активно участвовать в борьбе за российских клиентов, особенно крупных.

В этой связи определенным механизмом защиты российской банковской системы может служить требование о репатриации. В силу этого российские резиденты должны, по общему правилу, зачислять выручку от экспорта на свои счета в российских банках. При этом 30% выручки подлежат обязательной продаже на российском валютном рынке. Сохранение требования об обязательной продаже не устраняет либеральную направленность российского закона, так как такое требование действует в 75 странах -- членах МВФ, из них в 42 странах обязательной продаже подлежит 100% выручки, а в 33 -- в объемах от 25% до 80% выручки.

Однако после репатриации и обязательной продажи российский резидент может перевести оставшиеся денежные средства на счет в инобанке, ограничением здесь является лишь требование о резервировании суммы, не превышающей 100% суммы перевода в инобанк на срок не более 60 дней до дня осуществления перевода. Более того, в ряде случаев российским резидентам вообще предоставлено право не зачислять выручку на счета в российских банках. В частности, допускается непосредственное зачислении выручки на свои счета в инобанках или на счета третьих лиц в инобанках в целях исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет.

Это положение действительно в какой-то степени опасно для российской банковской системы, так как позволяет российским резидентам брать кредиты в иностранных банках (они являются более дешевыми, иногда более доступными по условиям) и из-за этого перечислять выручку непосредственно на свои счета в инобанках, минуя счета в российских банках (стоит отметить, что исполнение обязательств по кредитным договорам -- это не только возврат кредита и уплата процентов, но, возможно, и перечисление всей выручки на свои счета в этом банке в качестве обеспечения возврата кредитов). При этом для таких операций российский закон не предусматривает введение ограничений, аналогичных требованию о резервировании или использовании спецсчета.

С одной стороны, данное положение российского закона благоприятно для Беларуси, так как увеличивает доступ российских компаний на западные кредитные рынки, что может существенно расширить финансирование российский внешней торговли, в том числе экспорт из Беларуси в Россию. Однако в этом же и опасность -- большая доступность дешевых западных кредитов может стимулировать экспорт аналогичных товаров в Россию из стран Запада, а не из Беларуси (большой вопрос, захотят ли западные банки давать кредиты российским компаниям для финансирования внешней торговли с белорусскими предприятиями).

В банках иных стран, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ (в т.ч. Беларуси), до 1.01.2007г. открытие счетов возможно лишь при условии предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах (что, естественно, сложнее, чем просто уведомление об открытии счета), а с 1.01.2007г. -- также без ограничений. Вновь же, если будет реализован недавно одобренный проект соглашения "О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля в государствах -- участниках Союзного государства", то субъектам хозяйствования Беларуси и России будет предоставлено право свободного открытия счетов в банках двух стран. Безусловно, это обеспечит доступ белорусских компаний на российский финансовый рынок, в том числе на рынок заимствований. Однако это будет означать и доступ российских банков на белорусский финансовый рынок, которые смогут более активно участвовать в борьбе за счета белорусских клиентов.

Таким образом, применение нового российского валютного закона активизирует внешнеэкономическую деятельность российских предприятий. Для Беларуси важно извлечь из этого выгоды.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений