Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Проекты
01.11.2002
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Валерий КОРЕШКОВ: "С таким законом можно и в ВТО"

Совет Министров страны одобрил проект новой редакции закона "О стандартизации", который в случае его принятия парламентом будет называться "О техническом нормировании и стандартизации"...

Совет Министров страны одобрил проект новой редакции закона "О стандартизации", который в случае его принятия парламентом будет называться "О техническом нормировании и стандартизации". О том, чем вызвана необходимость "модернизации" документа и насколько его новый вариант будет отличаться от прежнего, рассказывает председатель Госстандарта Валерий КОРЕШКОВ.

В РЕСПУБЛИКЕ началась широкомасштабная работа по подготовке к вступлению во Всемирную торговую организацию, что предполагает, в том числе, приведение действующего национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Постановлением правительства и Национального банка от 2002-08-21 г. N 1127/22 определен перечень нормативных актов, подлежащих такой корректировке, в числе которых и действующий с 1995 г. Закон "О стандартизации".

Система стандартизации республики формировалась в условиях, когда еще не были установлены требования к продукции и услугам. И в настоящее время практически нет законодательных актов, касающихся конкретных видов продукции. Поэтому в качестве меры регулирования требований к ней и к услугам используются обязательные стандарты. В этой части положения государственной системы стандартизации не отвечают требованиям международной практики и положениям Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам, а также Соглашению по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ, в которых стандартизация базируется на принципах общего согласия и добровольности применения. Следовательно, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой является статус стандартов.

Вместе с тем многие требования к продукции и услугам, в т.ч. обязательные, установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер. Имеют место факты дублирования и противоречий между документами различных органов государственного управления, что затрудняет их применение на промышленных предприятиях.

Для устранения этих недостатков в законе РБ "О техническом нормировании и стандартизации" предусматриваются:

-- переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через законодательные и иные нормы государственного уровня;

-- изменение статуса стандартов;

-- гармонизация с международными нормами и стандартами.

Наиболее принципиальным новшеством, содержащимся в законопроекте, является введение государственной функции "техническое нормирование", в результате реализации которой создается и принимается технический нормативный документ -- "технический регламент", требования которого обязательны для исполнения.

Согласно международной практике технические регламенты:

содержат только существенные требования, необходимые для обеспечения безопасности продукции;

формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изделий, давая производителю право самому выбрать ту или иную конструкцию или ее элементы с целью добиться требуемых эксплуатационных характеристик;

устанавливают процедуры оценки соответствия, используя стандарты в качестве доказательной базы, предоставляя производителю возможность выбора приемлемой для него процедуры доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Введение технических регламентов преследует еще одну важную цель -- концентрацию в одном документе всех требований по безопасности продукции и услуг. Такой регламент утверждается правительством, что придает ему соответствующий статус.

В ЗАКОНОПРОЕКТЕ разделу "Стандартизация" отведено значительное место. В первую очередь она должна быть направлена на достижение унификации, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, на охрану окружающей среды, защиту продукции от подделок и др. Среди целей стандартизации -- повышение безопасности жизни и здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, стимулирование научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг, экономия и рациональное использование ресурсов, сопоставимость результатов измерений и испытаний и т.д.

В проекте закона сохранена централизованная система во главе с республиканским органом государственного управления по стандартизации. Учитывая международную практику, введено понятие технического комитета (ТК) по стандартизации и определены его основные функции.

Разработка стандартов ТК по стандартизации должна обеспечить равноправное, широкое участие в этой работе всех заинтересованных сторон. К сожалению, национальных ТК в республике только 20 (для сравнения, в ИСО -- около 200, в МЭК -- 90, в России -- 300). Это значит, что пока еще незначительное количество субъектов стандартизации попадает в сферу их деятельности и как следствие -- участвует в национальной стандартизации.

Говоря о преобразованиях в области стандартизации и технического нормирования, необходимо учитывать тот факт, что продукция наших предприятий идет на экспорт, а следовательно, ограничиваться изменениями только на национальном уровне нельзя, это должно происходить синхронно с другими странами и в целом на межгосударственном уровне. Что, собственно, и происходит.

Развитие межгосударственной стандартизации наглядно показывает, как предприятия могут отстаивать свои интересы. Подтверждением служат комплексы стандартов на строительно-дорожную технику, на методы контроля бензинов, на продукцию легкой промышленности и др. Все межгосударственные стандарты, разработанные в Беларуси, дают возможность нашим производителям хоть на шаг, но идти впереди, поскольку нормы, заложенные в них, уже достигнуты.

В законопроекте не осталась без внимания и отраслевая стандартизация. Предусмотрен технический кодекс, утверждаемый республиканскими органами государственного управления, практика применения которого оправдала себя за рубежом. Документ предлагается как альтернатива предусмотренному Государственной системой стандартизации руководящему документу.

Результаты работ по стандартизации, проводимых на уровне субъектов хозяйствования, могут быть зафиксированы в утверждаемых ими стандартах организаций, а на поставляемую продукцию -- в техусловиях.

В области технического регулирования и стандартизации следует признать наиболее эффективным подход Европейского союза, реализуемый через Директивы ЕС и гармонизированные европейские стандарты, ключевые аспекты которого положены в основу законопроекта и предлагаемых мер по его реализации.

ВАЖНЕЙШЕЙ задачей, стоящей перед органами государственного управления после принятия законопроекта, является разработка технических регламентов, условно подразделяемых на две группы. Первая будет включать общие технические регламенты об ответственности за качество и безопасность поставляемой продукции и определит общие меры регулирования, принимаемые правительством по отношению к изготовителям. Поэтому она является базовой для всего механизма нормирования. Вторая касается требований безопасности для конкретных групп продукции.

В настоящее время уже определен перечень предлагаемых к разработке технических регламентов, идентичных Директивам, действующим в странах ЕС, а также в России и Украине.

Законопроект направлен на то, чтобы, с одной стороны, создать отечественным производителям "комфортные" условия для производства высококачественной продукции, для чего в него добавлен принцип добровольного выбора производителем стандартов, а с другой стороны, способствовать выполнению основных требований Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, которое:

вводит понятие "технический регламент" -- документ, требования которого обязательны к исполнению и применению;

переводит стандарты в ранг добровольных документов, призванных помочь производителям выполнить требования технических регламентов;

требует выполнения всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать технические барьеры в торговле;

оговаривает участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон. Но самое главное -- и технические регламенты, и стандарты не должны создавать необоснованные и избыточные барьеры в торговле, а потому должны базироваться на международных стандартах (ИСО, МЭК, МСЭ, Кодекс Алиментариус, ЕЭК ООН и др.).

Предстоит разработать и принять Программу первоочередных мер по переходу на новую систему технического нормирования и стандартизации, закрепить разработку конкретных технических регламентов за соответствующими республиканскими органами государственного управления. Кроме того, для обеспечения реализации соответствующих технических регламентов необходимо ежегодно принимать в качестве государственных не менее 200 международных и европейских стандартов.

Переход на новую систему технического нормирования и стандартизации будет плавно осуществляться в течение 7 лет (ориентировочно). В это время наряду с новым видом документа -- "технический регламент" -- будет сохранено действие государственных стандартов как обязательных.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений